Берлин — далеко не самый богатый на достопримечательности город. Но он очень хорош и удобен для повседневной жизни. Тут есть и прекрасные музеи в центре и множество вкусных кафешек в спальных районах и невероятное количество велодорожек дублирующих чуть ли не каждый тротуар. К тому же Берлин для Германии, тоже что Нью-Йорк для штатов. Своеобразный Melting Pot. Здесь тусуется множество иностранцев и это делает общение более простым.
Архитектура
Мне очень понравилось в спальных районах, где я останавливался на ночлег: пяти-шести этажная застройка, множество вкусных и недорогих ресторанчиков, хорошие магазины. При этом тихо и зелено.
В восточной части Берлина, даже в самом центре встречаются знакомые нам унылые панельки. На западе такого кошмара, слава Богу, нет.
На улицах Берлина до сих пор можно встретить самый лучший автомобиль на свете — трабан.
В центре Берлина на улице довольно часто встречаются наперсточники со их нехитрыми разводами.
Еще меня поразили турки бродящие по центру и носящие на плечах автомобильную дверь.
Что означает это ношение двери на плече я так и не выяснил. По городу расклеены небольшие стикеры с такой дверью. При чем на дверь нанесен QR-код и рядом надпись: Nicht kieken! Scannen! Такая же картинка, но без скан-кода мне встретилась даже на рекламе в метро. Что сие значит для меня загадка. Может вы подскажете?
Медведь — это символ Берлина. Сегодня на улицах города медведи встречаются на каждом шагу. Наиболее часто встречается клонированный медведь как на фото ниже, но по разному раскрашенный. В 2004 году, когда я был в Берлине эти штампованные медведи стояли в ряд, формируя огромный круг на месте, где теперь стоит еврейский мемориал. Каждый из этих медведей был по своему раскрашен художниками из сотни стран, принявших участие в конкурсе. Тогда все эти медведи были вместе — теперь они разбросаны по городу.
Рестораны
В одном из ресторанов со мной произошел забавный случай. Я только что приехал в Берлин забросил вещи в хостел и пошел в близлежащий ресторан, чтобы поужинать. В меню мое внимание привлекло блюдо под названием «Гигантский шницель». В него входил собственно шницель, салатик и сковородка картошки с грибами. Стоило это дело 16 евро. Так как я был голоден и к тому же привык к тому, что в Европе сложно досыта поесть дешевле чем за 20 евро, то этот шницель я и заказал. Через пол часа мне принесли огромнейший шмат мяса.
У меня сложилось впечатление, что я был единственным в этом ресторане, кто решился заказать это блюдо. Тут же ко мне на экскурсию стали подходить группки немцев и туристов. И я то на английском, то на немецком разрешал сфоткать себя, рядом с этим «слоненком». Один из подошедших шведов предположил, что я вероятно послезавтра бегу Берлинский марафон. Я подтвердил его догадку, после чего народу и веселья стало еще больше. Пару человек предположило, что если все это съем, то я настоящий мужик и на марафоне мне просто не будет равных.
Эти слова меня как-то задели и я решил во чтобы то ни стало съесть все. Пусть знают наших!
Однако после того как я осилил треть этого шницеля и пол сковородки картофеля, я понял, что если все же выполню задуманное, то марафон мне придется бежать разве что на небесах.
Уходя из ресторана я попросил этот кусочек мяса завернуть с собой и оставшиеся два дня, что я был в Берлине, проблема завтраков и ужинов передо мной не стояла.
Светофоры
Как можно сориентироваться в Берлине и понять в какой его части вы находитесь: восточной или западной? Очень просто, просто посмотрите на сигнал светофора!
Если вы находитесь в бывшем западном секторе, то сигнал светофора будет для вас привычен. Если же в восточном, то вместо безликого человечка вы увидите бодрячка в шляпе. На зеленом сигнале он шустро идет вперед, высоко выбросив вверх руку (у меня, с моим плохим зрением, картинка несколько смазывается и человечек напоминает сошедшего с древнеримских фресок Приапа). На красном же стоит раскинув в стороны руки: стой! Эти оригинальные сигналы светофора особенность канувшей в лету ГДР. А сам человечек имеет свое название: Ampelmännchen. После того как западная и восточная Германия объединились, были попытки унифицировать в том числе и сигналы светофоров, но этому воспротивились осси (жители бывшей ГДР). Им очень полюбился их «светофорный человечек» и его оставили. Сейчас он является своеобразным брендом — часто его можно встретить на футболках и разных туристических побрякушках.
Общественный транспорт
Общественный транспорт в Берлине прекрасно развит. К услугам горожан и туристам: метро (U-Bahn), скоростной поезд (S-Bahn), трамвай и автобус.
Метро в Берлине замечательно тем, что там нет турникетов. Т.е. нет предварительного контроля билетов. Также метро замечательно тем, что в нем не только разрешается провозить велосипеды, но и отведены под них специальные места в вагонах. В общем, рай для велосипедиста (от зависти плачу).
Скоростной поезд (S-Bahn) — это нечто среднее между метро и пригородной электричкой. Эти поезда ездят реже чем метро, но все же достаточно часто. Примерно раз в 10 минут. Ветки их тянутся далеко за пределы города. Внутри самого города расстояние между остановками такое же как и у метро или чуть реже. За городом расстояния увеличены, но все равно поезд останавливается довольно часто (время между станциями 3-7 минут).
И метро и скоростной поезд и автобус с троллейбусом объединены в единую общегородскую транспортную сеть. Разовый билет сейчас стоит 2.4 евро. Перед поездкой его нужно «прокомпостировать». После этого в течении двух часов можно пользоваться любым видом транспорта, но только в одном направлении. Если купить несколько билетов будет дешевле.
За безбилетный проезд полагается штраф 40 евро. Контроллеры (обычно вдвоем) заходят перед самым отправлением поезда и быстро проверяют вагон. На сколько я знаю, с зайца не только снимается штраф, но и списываются его паспортные данные. Впрочем, сильно сомневаюсь, что если заплатить 40 евро и упасть на мороз, дескать паспорта нет, они поведут тебя в участок.
В метро, из примерно 10 своих поездок, я видел контроллеров лишь раз. На скоростных поездах билеты у меня проверяли почти всегда.