О чем эта рубрика
Начиная с сегодня я собираюсь регулярно рассказывать о книжках которые прочел и (возможно) о фильмах которые просмотрел.
В подобные посты будут входить все фильмы и книги, которые я досмотрел и дочитал до конца — как хорошие так и плохие.
Так как публикации будут регулярные, то обзор будет касаться лишь материала освоенного за последние несколько месяцев. Первый пост будет исключением — сегодня я расскажу в некоторых книжках прочитанных за последние два-три года.
Из этой статьи может сложиться впечатление, что шедевром я называю каждую вторую прочитанную книгу. Это не так. Шедевры мне попадаются очень редко. Просто в этом обзоре я собрал самое лучшее что смог припомнить. Впрочем, несколько посредственных книжек я тоже включил. ))
Рейтинг
Каждый мой отзыв будет сопровождать рейтинг.
5 Шедевр. Книга произвела на меня большое впечатление и возможно как-то изменила меня либо мое отношение к миру
4 Хорошая книга. Я получил большое удовольствие от просмотра/прочтения
3 Посредственность. Можно было и не читать.
2 Бред. Ну, ясно.
Также будут градации со знаком плюс.
И, поехали
Уильям Голдинг. Повелитель мух. [Рейтинг: 5 (шедевр)]. Первую четверть книги читаешь и не можешь понять – что за бред? С самого начала повествования мы встречаемся с группой детей возрастом от семи до двенадцати лет. Они о чем-то там своем детском общаются, играют в какие-то игры. Ну… не интересно, как-то, ни разу. Однако, примерно с трети книги, начинаешь понимать что происходит и начинаешь втягиваться.
Группа школьников от 7 до 12 лет летела на самолете на курорт. Самолет потерпел крушение, однако пилоту все же удалось посадить его на каком-то необитаемом острове. Все взрослые при этом погибли, а вот дети выжили. Такова завязка романа.
Эта книга о потаенном звере, который с давних времен остался в каждом из нас. Мы ходим в булочную, стоим в очередях, помогаем женщине с коляской, уступаем дорогу, общаемся об искусстве… Но стоит нам попасть в дикую среду, где нет никаких правил, не проснется ли в нас нечто дикое и древнее, что сметя во мгновение поверхностный налет цивилизации, превратит нас в животное, жестокое и беспощадное?
Ритм повествования острота сюжета по ходу книги все нарастают и нарастают. Ближе к концу романа я был настолько заражен тем напряженным ужасом, исходивших от загнанных зверьков-детей и самозабвенной агрессией охотников в которых превратились другие ребята, что несколько раз мне приходилось откладывать книжку, чтобы немного успокоиться.
Андрей Геласимов. Рахиль. [Рейтинг: 5 (шедевр)]. Эта книга была для меня откровением и открытием. Что за стиль! Что за слог! Я пока не читал других книжек Геласимова, но Рахиль – это уровень Набокова. Та же поэзия в каждой фразе. Та же интеллектуальная игра с читателем. Продолжая сравнение с Набоковым, я могу выделить два его романа написанными в этом же упоительном стиле – Дар и Лолита.
Юрий Коваль. Суер-Выер. [Рейтинг: 4 (хорошая книжка)]. Книжка очень необычная. Под нее автор даже выдумал отдельный род литературы – Пергамент. Вот как, к примеру, Тургенев «изобрел» Стихи в прозе. Изложить суть этой книги невозможно. Это смесь юмора и абсурда представленная в форме поэтической прозы.
Чак Паланик. Уцелевший. Без рейтинга. Эту книжку я прочел с год назад. Очень странное впечатление она на меня произвела. У нее есть особый, не похожий ни на что ритм. Когда читаешь, словно на заднем фоне бьет барабан. Бум-бум-бум… Это достигается с помощью регулярного повторения на протяжении всей книжки одних и тех же фраз, слов. И вот это бум-бум-бум еще надолго остается с собой. В добавок к упомянотому барабану автор добавляет еще один – главный герой постоянно делится практическими бытовыми советами: как отмыть кровь от ткани дивана, как отчистить стекло и прочее.
Эти два приема очень примитивны, но действенны. Книжка оставляет сильное впечатление. Не хорошее, не плохое – сильное. Сильное и странное. Я до сих пор не могу сказать о чем она, собственно.
Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы. [Рейтинг: 5 (шедевр)]. Как выписаны герои книги! Как лаконичен, как гармоничен сюжет! У меня найдется мало примеров с кем еще по силе и детальности проработки можно сравнить образ главного героя романа — Иудушки.
Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки. [Рейтинг: 5 (шедевр)]. Когда-то давно я смотрел фильм снятый по этому роману. Тогда меня очень удивило то, что многие считают фильм шедевром. Я его совершенно не понял. Сейчас же прочтя книгу, я понял что пытался показать режиссер. Фильм коряво и топорно пытается пересказать книгу. Но пересказать этот роман невозможно. А если и возможно, то не следуя один в один за повествованием. Атмосферу выписанную Кизи можно передать лишь полностью переосмыслив, а не делая кальку.
Фильм плох. Роман же — шедевр.
Эдвард Радзинский. Наполеон. Жизнь после смерти. [Рейтинг: 5 (шедевр)] Великолепный роман. Мое мнение – это лучшее что создал Радзинский. Прекрасно выписан Наполеон, передан его характер. Прекрасно показано то время, в котором он жил. Просто поражает глубина и интеллектуальная проработка исторического материала собранного автором.
Эдвард Радзинский. Александр II. [Рейтинг: 4+ (очень хорошая книга)]. Очень хорошая книга. Как и в Наполеоне, читая, поражаешься тому объему исторического материала, переработанному Радзинским. Автор прекрасно передал то время в котором жил наследник и приемник Николая. Собственно Александр II здесь не главный герой, а лишь фон или скорее спица, на которую Радзинский нанизывает пластины своего мировоззрения и видения истории России. Роман описывает излом произошедший на смене двух эпох, двух совершенно разных Россий – мертвенно-застывшей николаевской и бунтующее-модернезирующейся александровской.
Фельдфебель на троне, Николай, держан страну в ежовых рукавицах: искоренялась любая оппозиция, душилась гласность, подавлялась инициатива, приветствовалось бездумное подчинение. Пришедший ему на смену Александр, ослабил хватку, дал народу некоторые свободы. И что же? Интеллигенция с одной стороны почувствовала пьянящий вкус свободного самовыражения – с другой же, с еще большей остротой начала ощущать оковы становящегося неэффективным (и следовательно непопулярным) самодержавия. И среда образованных, деятельных, думающих молодых людей породила страшного монстра, который будет преследовать царскую Россию до самой кончины режима – терроризм.
Словно опытный хирург в анатомическом театре, Радзинский слой за слоем изучает этот чисто русский феномен от самого его генезиса, показывает его историю и особенности развития. В общем, зарождение и становление русского терроризма – это, одна из краеугольный тем романа.
Еще одним слоем или подслоем идет тема предчувствия упадка России – появления Бесов. Пройдет не так уж много времени и среда патриотически настроенных пылких романтиков ищущих свобод, породит большевизм, который уничтожит все к чему стремились несколько поколений борцов за новую жизнь. И их самих уничтожит.
Эдвард Радзинский. Сталин. [Рейтинг: 3+ (посредственная книга)]. Обработанный материал как всегда обширен. Однако у этого романа нет яркого и поэтического героя как в Наполеоне. Нет многостороннего и глубокого осмысления эпохи как в Александре II. Есть лишь ненависть к кремлевскому горцу. Весь роман – это череда фактов кого и как убил Коба, какие ошибки он совершил.
Астольф де Кюстин. Николаевская Россия. (по книге «La Russie en 1839») [Рейтинг: 4 (хорошая книга)]. Эта книга написанная о России при Николае I известным французским путешественником и беллетристом, посетившим нашу страну в 1839 году – время расцвета самодержавия. Что он нашел на бескрайних просторах России? Тупость, странность, холопство на всех уровнях, неэффективность. Говоря современным языком, он мог бы заключить: «Эта страна мне не понравилась».
Но чем же хороша книга? Забавно читать иронические, а иногда и саркастические описания России и понимать, что спустя более чем полторы сотни лет, почти ничего не изменилось. Все те странности и нелепости, на которые обращает внимание де Кюстин имеют место и сегодня. Просто в другой форме.
Михаил Веллер. Легенды Арбата. [Рейтинг: 3 (посредственная книга)]. Веллер — это один из моих любимейших писателей. Легенды Невского проспекта далеко не самая яркая его книга — но помню, читая, я восхищался этим резки грубым слогом – ах, ведь режет правду матку, гад!
Легенды Арбата – была для меня полным разочарованием. Вроде бы и слог тот же, и анекдоты похожи, но правды в этой книги нет. Словно это писал не Веллер, а его не очень способный ученик под Веллера.
Исписался крикогубый Заратустра.
Бернхард Гржимек. Серенгети не должен умереть. [Рейтинг: 3.5 (хорошая книга)]. Автор рассказывает как он проводил исследовательские работы в саванне, целью которых было защитить Серенгети от уничтожения. Британское правительство в 50-х годах собиралось сильно усечь территорию заповедника и Гржимек со своим сыном собирали материал о количестве животных и путях их миграции, чтобы доказать опасность для животных любых планов по отчуждению территории Серенгети. Автор рассказывает о своих рабочих буднях в Африке и многочисленных проблемах с которыми он столкнулся пытаясь подсчитать постоянно перемещающиеся стада в десятки тысяч голов.
Как и любая книга о животных, эта книжка хороша. Но не ожидайте, что вы будете восхищаться красотой слога автора или не спать ночью увлеченные лихо закрученным сюжетом.
Джон Уиндем. День триффидов. [Рейтинг: 4 (хорошая книга)]. За что я люблю фантастику, так это за то, что она может себе позволить поставить вопрос «А что будет если?» и дать на него свой субъективный ответ. А что было бы, если бы Гитлер одержал победу над Советским Союзом? А что было бы, если Великой Октябрьской Революции не случилось бы в 1917 году и большевики не захватили бы власть в России? А что будет, когда на земле закончится нефть? Лично мне такие вопросы очень нравятся.
В романе «День триффидов» автор задается вопросом: а что если все люди на земле разом ослепнут и лишь, скажем, сотая доля процента останется зрячей? Поначалу начнется всеобщая паника, затем люди осознают все что случилось и начнут объединяться в группы, чтобы выжить. Слепые, как не приспособленные к жизни, начнут массово вымирать. Зрячие же начнут объединяться в свои, зрячие группы. Поначалу у них будет возможность пользоваться разрушающимися и приходящими в упадок благами цивилизации. Затем они начнут строить новое общество. Некоторые станут фермерами, некоторые объединятся в шайки бандитов…