Feed on
Posts

Вся страна – это огромная деревня. По-научному, эта чудовищная плотность населения называется агломерацией. На практике, это выглядит это так, что когда едешь на поезде или велосипеде, населенные пункты (города, деревни, деревеньки, фермерские хозяйства) никогда не заканчивают, а лишь перетекают друг в друга.

Большая часть страны малоэтажная. Большие города с небоскребами можно пересчитать по пальцам одной руки (а в столице и самом большом городе Нидерландов – Амстердаме и вообще небоскребов нет) . Но даже там где небоскребы  есть, они компактно тусуются в центре, в спальных районах та же малоэтажная застройка. Насколько я понимаю, большая часть населения живет в своих домах либо таунхаузах. И живет очень неплохо. Точнее сказать живут они с недешевой простотой. Домики все красивые, чистенькие, ухоженные. С обязательным небольшой зеленой зоной засаженной газончиком и цветами. Дома обычно кроются черепицей, однако нередко можно встретить покрытие из более дорогой соломы.

Деревенский домик

Деревенский домик крытый соломой

Деревенский домик крытый соломой

Деревеньки также все чистенькие, ухоженные. То тут, то там постоянно встречаются разные (обычно абстрактные) скульптуры. Очень много плитки. Довольно часто в городах и деревнях довольно большие пространства, как пешеходные, так и проезжие покрыты исключительно плиткой, либо натуральным камнем. Иногда от асфальта отказываются в пользу благородных материалов даже в полной глуши. Меня сильно удивляло, когда мы ехал по заповеднику, где вся многокилометровая велодорога была вымощена плиткой – сколько же труда и денег ушло на эту красивую но не особо используемую дорожку!

Плитка в городах и деревнях очень популярна

Всюду плитка. Даже разметка наносится не покраской а подборкой разного цвета камней

Местами используется более благородный натуральный камень

Плитка изящна, красива, а как каждый камешек друг к другу подогнан!

Отдельной характерной и необычной чертой Голландии, на мой взгляд, являются четыре вещи: каналы, незашторенные окна, цветы и свобода нравов. Расскажу чуть подробнее о каждой из них.

Каналов, не просто много, а очень много. Они всюду. Обычно вдоль каждой трассы тянется канал, отделяя ее от поля. Поля также часто изрезаны каналами, которые могут идти поперек поля каждые 20 метров. Зачем им такое количество каналов и как без них обходятся другие страны – я не знаю. Довольно часто встречаются ветряные мельницы, которые сейчас, как я понял, используются для привлечения туристов, а также выполняют нехитрые ирригационные задачи, перекачивая воду из одной системы каналов в другую.

Ветряная мельница из окна электрички

Незашторенные окна – это еще одна особенность Голландии. В деревеньках довольно часто каждый дом имеет огромное окно, чуть ли не во всю стену, выходящее на улицу. Окно это в подавляющем большинстве случаев, незашторено. И когда мы гуляли (особенно вечером) или ездили на велосипедах, то невольно наблюдали за частной жизнью голландцев.

Цветы. Голландия – это страна цветов. Когда мы ездили на великах, мимо нас по обоим сторонам дороги постоянно расстилались бескрайние поля тюльпанов, нарциссов, ирисов… Зачастую цветы чередуются полосами и перед вами раскидывается огромное, пестрое, яркое одеяло из миллионов цветов. Также, довольно часто встречаются теплицы. Тихо подозреваю, что в них тоже выращивают цветы.

Цветочные поля

Цветочные поля

Ну, и, наконец, свобода нравов. Все знают, что Голландия – это страна наркотиков и однополых связей. Сами Голландцы распространенность первого и второго объяснять своей терпимостью. И судя по всему, гордятся этим.

Особенности местного менталитета неподготовленным нам сильно бросалась в глаза. Амстердам поразил этим особым сладковатым запахом травки, который ощущаешь на каждом шагу; кварталом красных фонарей в самом центре города; большими витринами эротических магазинов, открыто демонстрирующие множество всевозможных приспособлений для любовных утех представителей всех сексуальных ориентаций и любых экстравагантных наклонностей. В одном из универмагов в центре Гааги, куда мы зашли за расческой для Ани, я обнаружил стеллажи с широким ассортиментом магазина Для взрослых. Также несколько раз нам встречались держащиеся за ручки, обнимающиеся и даже целующиеся однополые парочки.

В Амстердаме множество кофешопов. Здесь можно купить травку и гаш и выкурить их на месте.

Множество эротических баров

Полка с интимными товарами в супермаркете Гааги

Печеньки с марихуаной, чай с грибами и прочие подобные разности можно купить в любом магазинчике

Ассортимент товаров для взрослых не прячется как у нас во тьме магазина, а гордо демонстрируется на витринах

А над улицами городов гордо реют радужные флаги.

С этой необычной страной связано еще несколько географических курьезов.

Многие говорят Голландия, подразумевая Нидерланды. Некоторые даже считают, что Нидерланды и Голландия – это два разных названия одной страны. На самом деле Нидерланды – это федерация из нескольких провинций. Одна из них – Голландия. Однако из-за того, что практически всю историю Нидерланов, именно Голландия играла первую скрипку в экономике, а также во внешней и внутренней политике страны, то именно название этой провинции было известно окружающему миру. Можно привести аналогию с государством, находящимся по соседству: говорим Англия, подразумеваем всю Великобританию.

Впрочем, нельзя сказать, что другие провинции совершенно неизвестны, находясь в тени Старшего Брата. Об этом свидетельствует, например, название отдаленного от нас государства – Новая Зеландия. Зеландия – это также одна из провинций Нидерландов. Несколько сотен лет назад выходцы из этих мест основали на открытом ими острове колонию и дали ей название напоминающее о доме.

Другой курьез, на который обращают внимание в основном приезжие – это наличие в государстве двух столиц. Официальная столица государства – Амстердам. Однако все правительственные учреждения находятся в Гааге. Нидерландцы шутят, что: «Гаага правит, Роттердам работает, а Амстердам гуляет». Впечатление от трех городов складывается очень близкое к этой шутке. Но почему столицей назначен город, где нет правительства, для меня осталось загадкой.

Нидерланды, как страна, необычна еще в одном плане – значительная часть территории этого государства была создана путем возведения дамб и осушения морского шельфа. Основная часть приобретений принадлежит Голландии. В связи с этим у местных есть еще одна шутка: «Бог создал землю, а Голландию голландцы».

Голландия = Велландия

Мы несколько дней ездили на велосипедах и у меня осталось впечатление от этой страны как о рае для велосипедистов. Здесь веллеры – это полноправные участники движения наравне с автомобилистами и пешеходами: у них свои дорожки, свои светофоры, свои указатели. Велосипедистов очень много — по ощущениям, еще больше чем автомобилистов. И ездят на велосипедах все, от младших школьников до седых бабушек и дедушек. Как-то проходя мимо одного из детских садиков (или младшей школы) мы видели десятки припаркованных маленьких велосипедов.

У веллеров есть свои дорожки и свои сигналы светофора

Велодорожек очень много. Они опутывают города, деревни, связывают между собою населенные пункты, прорезают леса и заповедники. Явно выделяются три типа велодорог. Первые тип – это отдельная выделенная полоса на автостраде (находится ближе всего к обочине). Второй тип – отдельная  велодорожка идущая вдоль автострады. Этот тип имеет несколько модификаций. В городе велодорожка располагается между пешеходным тротуаром и автотрассой. При чем, велодорожек может быть две в обе стороны (тогда трасса состоит из пяти отдельных дорожек: пешеходный тротуар-велодорожка-автострасса-велодрожка-пешеходный тротуар), а может быть одна, разделенная на две полосы. За городом велодорожка обычно двухполосная совмещенная и тянется вдоль трассы. И, наконец, третий тип велодорожки – это самостоятельная дорожка без сопутствующей автотрассы. И этого типа дорожек довольно много.

Выделенная полоса на автостраде

Дорожка идущая вдоль автострады

Одиночная велодорожка

Отдельно стоит рассказать про национальную Сеть велотрасс. Если вы планируете передвигаться на велосипеде, то вам имеет смысл купить велокарту. В ней отражена густая сеть велодорог, которая покрывает всю страну и связывает все ключевые точки. Как я понял Сеть – это некая логистическая надстройка над существующими велодорожками. На велокарте отражены далеко не все велодорожки и наоборот, там где указан путь из точки А в точку Б, он не обязательно будет проходить по велодороге, а может идти через жилые дворы не имеющих не только выделенных дорожек, но и даже велосипедную маркировку.

Один из узлов сети велодорог

Фрагмент велокарты

Для навигации по Сети велодорог используется подход с маркировкой связующих узлов. Сами дорожки никаких маркировок не имеют, но двигаясь в каком-либо направлении, вы всегда приближаетесь к одному из пунктов, которые имеют числовую маркировку. Так, если вам из Харлема нужно добраться в Гаагу, вы выезжаете на велодорожку и едете к узлу 62, затем 65, затем 97, затем 83 и так далее. Некоторые узлы (хотя далеко не все) имеют четкую пометку с номером и стоящую рядом карту велодорог. В большинстве же случаев, когда вы доезжаете до очередного пункта, то видите лишь указатели на направления различных дорог, которые от этого узла отходят.

Также указатели с направлениями стоят на самих трассах в местах поворотов и развилок. Следует сказать, что к этим указателям еще нужно приноровиться. Основная проблема в том, что их не всегда замечаешь и можно съехать с нужной тебе дорожки и уехать в не том направлении.

Еще что удобно, длину маршрута можно легко просчитать. Длина всех дорожек меж связующими узлами прописана в карте. Обычно длина дорожки колеблется от 0.5 до 2 километров.

Еще стоит рассказать про сами велосипеды. В Голландии они довольно низкого качества. Видимо из-за того , что в этой стране воровство велосипедов возведено в ранг национального вида спорта. Из-за этого население не парится особо по поводу вида и ходовых качеств своего железного коня.  Также не особо следят за внешним видом. Хранятся велы обычно под открытым небом и по всей стране мы видели огромное количество велостоянок, где каждый второй вел был как минимум слегка изъеден ржавчиной.  Тихо подозреваю, что огромное количество велов было брошено своими хозяевами навеки.

  • Vladimir Pismenny

    Я бы сказал, что велосипед имеет преимущество перед всем остальным транспортом. К этому надо привыкать, Поначалу можно словить много, скажем, недоуменных взглядов, не заметив на повороте велосипедиста, но потом принаравливаешься. Начинаешь пропускать на нерегулируемых перекрестках и, как правило, тебе благодарно или кивнут, или помашут рукой. Но это в «провинции». В Амстере — чуть зазевался и, как минимум, напугаешься от проскочившего совсем рядом вело-лихача. … … В средние века, кажется, патрулирующая деревеньки-городки какая-нибудь «гвардия» выполняла еще и роль «смотрящих». Вот как раз, занавески на окнах и мешали понять — у вас с женой кружок умелые руки или политинформация в красном уголке с соседями. … … По мне — так «дух Голландии» именно в маленьких городках (теперь уже — курортных, а раньше рыбацких деревушках) на побережье Северной Голландии. Приглушенная, неяркая красота, видимо, очень и очень на любителя, но мне отрываться каждый раз от почти дачи в заморских территориях страшно тоскливо.