Feed on
Posts

ММБ весна 2012

В эти выходные я впервые принял участие в ММБ. Для тех кто не знает, ММБ – это Московский Марш Бросок. Проходящее дважды в год мероприятие по туристическому ориентированию. Проводится оно каждый год в разном месте, но всегда в подмосковье. Обычно – это два часа езды на электричке. Длится мероприятие двое суток. Регистрация и старт проходят в пятницу вечером, а финишировать необходимо не позднее 21-00 воскресенья.

От рогейнов, в которых я принимал участие, ММБ отличается прежде всего длительностью и всеми вытекающими из этого особенностями экипировки. В течении двух суток необходимо спать и есть – соответственно с легким рюкзачком уже не пойдешь. Также это отражается на динамике соревнования – бегающих ммб’эшников я не видел. Ну, и, по крайней мере в этот раз, трасса была сложнее чем на опробованных мною рогейнах из-за большого числа болот, каналов, канавок и заводей на маршруте. Не замочить ноги было практически невозможно. Иногда приходилось идти по болотам, чуть ли не по колено утопая в чавкающей вонючей жиже. Иногда приходилось переходить воду по перекинутым хлипким березкам и соскользнуть в воду с этих ненадежных мостков было раз плюнуть – что многие и делали.

ММБ, как я сказал, длится двое суток. Я не выдержал и суток и сошел на первом этапе днем в субботу. Как оказалось уже на месте, я был совершенно не подготовлен к этому мероприятию. Во-первых, комары – про них я вообще как-то не думал и совершенно к ним не подготовился, взяв на соревнования лишь футболку с коротким рукавом и флиску без форота. А зря:  в этом ММБ все маршруты проходили вдоль болот и комаров было просто нереальное количество. Даже на ходу я был постоянно облеплен жужжащей плотной массой этой нечестии. Когда же останавливался чтобы свериться с картой, то с помощью этих насекомых, то мгновенно облачался в живой копошащийся скафандр. Уже вскоре после начала соревнований я был искусан весь. Палатки у меня не было и если бы я вздумал прилечь отдохнуть, то мое лицо, наверняка, было бы выедено этими болотными тварями.

Во-вторых, к полудню у меня начались серьезные проблемы с ногами. К часу дня субботы, когда я дошел до точки смены карт, я уже 12 часов был на ногах и почти все это время я ходил в мокрых кроссовках. Когда я снял обувь, на пальцах у меня были здоровенные водянистые волдыри. В общем, этих двух причин хватило чтобы я, трезво оценив обстановку, решил не продолжать соревнования, а сойти пока я еще живой и здоровый. Впрочем, и тех 12 часов, что я провел на маршруте вполне хватило, чтобы получить представление о соревновании и зарядиться позитивной энергией.

Соревнования

До места старта добирались электричкой. Идет два часа от Курского вокзала до ст. Войново. Пока ехал познакомился с несколькими ММБ-шниками – очень позитивные и дружелюбные ребята. Стоит еще отметить, что добрая четверть пассажиров электрички были участники с серьезными такими рюкзаками.

В 23-00 электричка прибыла в Войново. Толпа ММБ-шников выплеснулась и потекла ручейком к месту старта, который находился в 3 км от станции. На старте каждая команда получила карту и карточку участника с номерами КП. Далее, на каждом КП, в соответствующей графе этого листика, нужно будет ставить отметку о прохождении.

Я и мой напарник ivan-tzarevich быстро ужинаем, составляем тактический план взятия первого КП и около полуночи стартуем.

Честно говоря, первый КП был и очень тяжелый и очень легкий. Находился он где-то в лесу, метрах в 200 от тропинки. В темноте и саму-то тропинку было едва видно, не говоря уже о КП. С другой стороны, так как мы находились среди плотной массы стартовавших, путь к КП был подсвечен трассирующими огнями фонариков тех, кто этот КП только что взял, либо только направляется к нему.

Любой КП на маршруте был обозначен на карте и имел собственную легенду, вроде «сосновая сушина на ЮЗ от плотного березового молодняка» или «березовая арка на СВ от слияния канав». По указанному месту находился небольшой оранжевый компостер, привязанный к дереву из легенды. Вот этими-то компостером нужно было поставить отметку в соответствующей графе листка участника. Каждый компостер имел уникальный рисунок и подмухлевать, проставив одним компостером сразу несколько отметок, не получилось бы.

После первого КП мы с Иваном Царевичем поняли, что идем слегка в разном темпе и решили разделиться. Забегая наперед скажу, что мой напарник, в отличии от меня, дошел таки почти до самого финиша.

После того как мы разделились, я сбегал на старт и зарегистрировал свою отдельную команду в одиночном составе и еще раз побежал брать первый КП. И вот тут пришлось повозиться. Теперь уже основная масса ММБ-шников схлынула и к искомой цели уже не вела четкая дорожка из фонариков. Минут 15 я бродил по лесу из стороны в сторону пытаясь найти  канаву, на краю которой должен был быть КП. Наконец первый КП был взят.

Второй КП был жестким. Находился он в болоте, а подступы к болоту прикрывал канал с разливами по краям. Чтобы миновать эти разливы пришлось пару раз перейти канал, балансируюя на хлипких березках переброшенных на другую сторону – одно неверное движение и ты со всем снаряжением рухнешь в грязную вонючую воду. Основательно помесив ногами болотную жижу, КП я таки взял. К этому моменту часы показывали три часа ночи.

Следующий КП находился довольно далеко – километрах в 10 от второго. Учитывая то что приходилось петлять, заходить в тупики, возвращаться, исследовать пробные боковые маршруты, эти десять километров я преодолел лишь за 3 часа.

Пока я шел от второго к третьему КП, постепенно рассвело. После того как 3-й КП был взят, я двинулся к старту так называемого спецэтапа. Что такое спецэтап никто не знал. Было лишь известно, что он включает в себя КП 4-9. Этих КП не было на карте, а был лишь промаркирован старт.

Мне потребовалось около часа чтобы добраться от 3-го КП к старту спецэтапа. Когда я дошел до нужного места, то нашел приклеенную к дереву скотчем карту, на которую было нанесено 3 КП из 6. О местоположении остальных КП, видимо, можно было узнать добравшись до указанных на карте пунктов.

Далее все пошло как по маслу. Я ходил от одного КП к другому и ставил отметки в паспорте участника. Следует отметить, что когда смотришь на карту, все кажется очевидным. Вот идешь по этой тропинке, затем отходишь на это ответвление влево, доходишь до конца тропинки и двигаешься вдоль канавки метров пятьсот. На деле же приходится иногда изрядно попетлять, чтобы найти то ответвление от тропинки, которое так явно просматривается на карте. Тропинка просто заканчивается и все. Потом слева вроде как действительно начинается ответвление, но пройдя по нему метров двести уходишь в болота. Лишь спустя некоторое время обнаруживаешь, что вторая тропинка не стыкуется с первой, а начинается где-то в ста метрах от нее. Дойдя же до канавки и начав двигаться вдоль нее, вскоре обнаруживаешь, что местность там совершенно непроходимая. Приходится возвращаться назад к исходной точке, потратив на этот бестолковый заход лишний час времени и двигаться к КП другим более длинным путем. Впрочем не факт что и этот путь правильный. И если это так, придется думать над иным маршрутом. А это все время, время, время.

Ни и самая классическая проблема с которой я постоянно сталкивался — это когда по карте видно что из точки А в точку Б можно попасть либо напрямую по лесу (воды на карте нет) — это метров 500, либо по тропам — это километра три. Начинаешь двигаться по лесу, который становится все менее и менее проходимым. И вот начинается залив. Пробуешь его обойти, а он все не кончается и не кончается. Помыкавшись так туда сюда и потеряв минут двадцать возвращаешься к исходной точке и двигаешься длинным путем.

К половине первого все КП были взяты и я двинул к месту, обозначенному на карте как «смена карт». Там я сдал карточку участника и в обмен получил новую карту. Впрочем, пользоваться ею я уже не собирался. На сегодня для меня то что я взял все КП первого этапа и добрался до палатки судей, уже было не малым достижением. Продолжать соревнование в моих условиях было бы просто глупо. И с чистым сердцем, я, собрав группу поддержки, двинул к ближайшей платформе до которой было 12 километров.

Ссылки

Официальный сайт ММБ: http://mmb.progressor.ru/

Первая карта (где я взял все КП): http://img-fotki.yandex.ru/get/6211/126717993.35/0_812a0_a04befbe_orig

Отчет Ивана Царевича: http://ivan-tzarevich.livejournal.com/25043.html

Впечатлы других людей: http://community.livejournal.com/_mmb_/

P.S. Мне очень понравилось. Надеюсь, осенью ни что не помешает мне принять участие и дойти до финиша.

• А Сталь

Нормально для первого раза! Я в прошлый ММБ тоже был первый раз и тоже только до СК дошел, причем не взяв и половины КП. В этот раз — прошел до конца. Просто после первого ммб становится ясна необходимая снаряга.
    al_stal

• Это правда. Как бы то ни было, в любом соревновании важен определенный минимум комфорта. Без соответствующей снаряги ты просто напросто выматываешь себя психологически и физически. В результате — разочарование и отвращение.

• Erokhin

Вася, поздравляю тебя с первым сходом на ММБ;)
    Как-то ты с прохладцой подошел к подготовке, ММБ наскоком не взять, а про комарье на ММБ писано-переписано.
    Зря не прочитал впечатления участников предыдущих ММБ, там все сказано, в том числе и про снаряжение.
    Крайне рекомендую сделать это в отношении осеннего ММБ, там есть свои особенности.