Feed on
Posts

Внутренний туризм

Первое что бросается в глаза, когда путешествуешь по Китаю – это огромные толпы китайских туристов повсюду. Внутренний туризм в этой стране развит очень хорошо.  Причем не индивидуальный туризм, а организованно-групповой. Причем организованный на столько, что китайцы напоминают группы наших школьников выбравшихся от школы посмотреть музей. Гид в ключевых точках выполняет построение и группа выстраивается в пары – разве что за ручки не держатся. Очень часто такие «пионерские отряды» одевают в одноцветные кепочки или футболочки. В крайнем случае на каждого вешают бейджик с порядковым номером.

Утреннее построение

Нумерованные туристы на трекинге в Эмейшане

Забавно наблюдать, когда возле какой-нибудь достопримечательности сливается в единый ручей несколько разноцветных кепок-потоков. Колыхающееся людское море становится пестрым и на какое-то мгновение возникает ощущение хаоса. Но, нет, пройдя турпойнт море вновь разбивается на разноцветные ручейки и разводится китайскими поводырями.

У каждого гида-поводыря стандартная экипировка  в виде громкоговорителя, состоящего из микрофона крепящегося на голову и коробочки с динамиком, который фиксируется у пояса. Когда ходишь по туристическим местам попадаешь в настоящий ад. Плотность групп очень большая и возле каждой достопримечательности собираются по сразу по нескольку гидов бодро вбивающих заученные фразы в окружающее пространство. Что-либо услышать, если вы, к примеру, взяли индивидуальный аудиогид, бывает проблематично.

Парк возле Будды в Лешане

Ну, и, конечно, все эти снующие толпы с орущими гидами сильно мешают расслабиться и наслаждаться окружающими красотами.

По сравнению с количеством местных туристов, европейцев мало.

Культурный шок

Китайцы заметно отличаются от европейцев. Я так и не смог привыкнуть к некоторым особенностям их культуры. Например, многие громко отхарькивают на улице. Особенно неприятно, когда это замечаешь за девушками. За столом в ресторанах многие громко чавкают. Когда едят суп, то всасывают в себя содержимое тарелки с громкостью пылесоса. Иногда весь аппетит пропадает.

Английский язык и общение

С английским в Китае плохо. В крупных городах где много иностранцев или особенно развитых туристических местах ситуация не идеальная, но вполне терпимая. В иных местах с английским по настоящему плохо. В Шанхае и Пекине у нас не было особых проблем с нахождением на улице человека, который мог бы помочь с поиском нужного места. А вот в Гуйлине мы более часа ходили туда сюда в окрестностях двух кварталов пытаясь найти предварительно забронированный отель.

Впрочем, за исключением ситуации с отелем в Гуйлине, особого дискомфорта в плане общения я на протяжении всего маршрута не почувствовал.  По факту во время поездки я обходился лишь одним китайским словом – Спасибо (щье-щье). И мне этого словарного запаса вполне хватало. Во всех случаях я объяснялся либо на английском либо жестами.

При покупки билетов я выяснения направления движения в конкретные места я пользовался распечатками из LonelyPlanet – в нем все названия продублированы иероглифами.

Заметки на полях

  • Очень заметно социально-культурное расслоение в Китае. В Пекине и Шанхае много людей очень вежливых и воспитанных (в традиционно европейском понимании). Но так же много и тех, которых можно отнести к категории «понаехали тут». Особенно это заметно на вокзалах, когда стоишь в очередях за билетами или проходишь на поезд: ломятся вперед без очереди, толкаются, суетятся без надобности. Вне Пекина и Шанхая культуры (опять же в европейском понимании) значительно меньше.
  • Многие курят в публичных местах там, где у нас курить не принято. Например, в автобусе или туалете отеля.
  • Некоторые говорят, что слова о низкорослых китайцах не более чем миф. Якобы китайцы заметно подросли и стали чуть ли не выше европейцев. Отнюдь. Когда поездишь по Китаю, бросается в глаза то, что в антропометрическом плане китайцы очень разные. В метро Пекина и Шанхая бросается в глаза большое количество рослых людей (метр восемьдесят и выше), но в этих же городах много и низкорослых людей (метр шестьдесят). В других городах количество высоких людей значительно меньше. Не раз стоя в очередях на поезд, я отмечал, что средний рост местных колеблется от 165 до 170 сантиметров. А рослые люди под метр восемьдесят встречаются довольно редко.
  • У многих детишек на штанах внизу широкий вырез, оставляющий открытыми гениталии и ягодицы. Преимущество подобных штанов мне довелось наблюдать стоя в очереди в кассу одного из центральных парков Пекина. Малыш стоя с родителями посреди очереди неожиданно начал справлять нужду. Это «явление», судя по всему, смутило лишь меня одного — китайцы писающего мальчика явно не замечали.
  • В Китае сейчас очень популярны тапки а ля кроксы. Их можно купить везде. Даже в совершенной глухомани.

Лавочка на трекинговой тропе в Эмейшань

Бомжи на улице Шанхая

  • Еда в Китае вкусная и дешевая (о ней будет отдельный пост). Позавтракать стоит полтора-два доллара. Пообедать в забегаловке для местных можно за 2-3 доллара. В туристических местах в ресторанах и забегаловках цены относительно высокие. Обед-ужин без изысков обойдется в 5-10 долларов на человека. Утка по пекински (целая) стоит 20-25 долларов в непритязательном ресторанчике (но, вкусно!).

Мой завтрак за 2 доллара

  • Дороги в Китае в основном платные и хорошие. Очень много эстакад. Причем в местах, где, казалось бы, их быть не должно. Не раз во время поездки на поезде либо автобусе мы видели многочисленные эстакады тянущиеся по полям, где явно можно было бы проложить и обычную дорогу. Из посещенных городов много эстакад было лишь в Шанхае. Но там их действительно много – город просто многоуровневый

Эстокады Шанхая

  • Культура поведения на дороге у китайцев очень невысокая: это касается как пешеходов так и водителей.  В Пекине и Шанхае меня удивляли безсфетофорные зебры – зачем они? Машины на них никогда не останавливаются. То есть вообще не останавливаются. В одном месте я вместе с толпой таких же как я минут пять стоял у обочины оживленного шоссе перед зеброй в ожидании когда появится просвет между машинами.Там где есть светофоры ситуация не лучше – пешеходы массово прут на красный, а машины не спеша прорезая толпу проезжают на зеленый.В Ченду возле вокзала наблюдал забавную регулировку движения. Перед зеброй четверо полицейских ограничивали движение пешеходов: с двух сторон перехода они поднимали веревки на красный и опускали на зеленый.

Регулировка движения в Ченду

  • Очень многие машины бибикают велосипедистам, давая знать, что сзади едет машина и не следует совершать резкие маневры. Умом понимаешь зачем это бибикание, но когда катаешься, с непривычки напрягает.
  • Китай – это микс равивающейся и развитой страны. Современные небоскребы и европейские магазины соседствуют такими атрибутами третьего мира как лачуги, повсеместная стихийная торговля, вело и моторикши. У вокзалов многие люди спят на асфальте в ожидании поезда (прям как в Индии).
  • Поражает количество электрических мопедов и электрорикш – они в Китае по всюду. К сожалению скорость электрорикши значительно ниже чем его бензинового собрата. Едут электрорикши со скоростью 10-15 км в час.
  • Часто можно увидеть на улицах городов и поселков солнечные батареи – на остановках, на фонарях и т.п.
  • Когда ездили по Китаю видели очень много пересохших рек. Огромные  пустые русла заполненные песком и камнями, по которым вьется одинокий тонкий ручеек.
  • У многих китайев плохие зубы.
  • Многие китайцы отращивают длинный ноготь на мизинце.
  • Не раз мы слышали играющие в динамике у таксистов русские песни.
  • Любая мало-мальски интересная достопримечательность или место отдыха в Китае обилечены. Для примера приведу некоторые расценки. Зайти в городской парк в Пекине 1-3 доллара. Посмотреть терракотовую армию – 30 долларов. Посмотреть на рисовые террасы – 16 долларов. Взойти на холмик в Яншо  — 8 долларов. Вход на горы Эмейшань/Хуашань – 30 долларов. Зайти в пещеру в Яншо – 20 долларов. Посмотреть на большое дерево в Яншо – 8 долларов. За все, за все нужно платить.Вместе с тем, следует заметить, что зачастую цена оправдывается уровнем сервиса. Так на Эмейшань я был поражен качеством трекинговой тропы и ее чистотой. Для сравнения, за вход на заповедник Эльбрус я два года назад заплатил 33 доллара. Куда ушли эти деньги я не знаю, но точно не на поддержания заповедника в должном виде – гора сильно загрязнена бытовыми отходами, а туристическая инфраструктура находится в крайне жалком состоянии.
  • Бросается в глаза крайне высокая плотность застройки в китайских городах. Многоэтажные дома в спальных районах (да, и в центра) стоят вплотную друг к другу – нет традиционных дворов или хотя бы двориков для прогулок и отдыха.
  • До сих пор повсюду встречается олимпийская  символика – китайцы очень гордятся, что четыре года назад Пекин встречал летние олимпийские игры.
  • И основная проблема на которую все жалуются посетив Китай – это смог и туманы. Смог есть практически во всех крупных городах. Иногда он такой плотный (как в Сиане), что синее небо не появляется в принципе. Это же отсутствие неба (белый либо грязно серый фон у достопримечательностей) заметен на многих фотографиях туристов. Ну, и туманы. В интересных природных заповедниках они довольно часты.Нам повезло с погодой в Пекине и Шанхае (в Шанхае вообще смога не было, в Пекине был небольшой смог (как в Москве)). В других местах синего неба почти не было.

Смотрите также
Обзорный пост по Китаю

  • keymhm

    Интересно, спасибо.

  • Практически со всем согласен 🙂 С английским мне наверное повезло меньше. Помню, в Пекине около часа искал англоговорящего человека, практически не закрывая рот. Не нашел. И не одного европейца мимо не прошло 🙂 А по поводу «бескультурья» некоторых местных я понял, что это в основном приезжие из деревень. В рабочие дни, когда экскурсий не так много, почему-то и харкают меньше и города засраны не так как в выходные. IMHO конечно 🙂
    p.s. Про вырез на попах малышей еще не написали 🙂

  • Спасибо что напомнили про вырез. Добавил заметку ))