Feed on
Posts

Вместо предисловия или рассуждение о искусстве
В посте о Париже я писал:

У меня есть подозрение, что многие посетители музея (и не только Лувра) подрабатывают где-то контроллерами-аудиторами. И их задание, пройдя по галереям, сфотографировать каждую картину для некой таинственной описи. Цель одна – разнится лишь исполнение.

Подростки, те стайками бредут по коридорам и, видимо ощущая себя крутыми ковбоями из макаронного вестерна, проходя мимо очередного экспоната, молниеносно вскидывают свой мобильный и не целясь жмут на курок. Их не только не волнуют такие термины как фокус, линия горизонта, композиция — они на сам снимок-то даже не взглянут. Ведь острый взгляд уже ищет новую цель!

Есть другой тип шутеров. Обычно это люди среднего возраста либо пенсионеры. Эти более продвинуты и снимают на мыльницу. Особенно они отрываются в тех местах где висит табличка «Фото со вспышкой запрещено» или просто «Фото запрещено». Тут они явно чувствуют себя героями-разведчиками и, убедившись что бабушки-смотрительницы в зале нет, начинают подробную съемку всех музейных объектов с разных ракурсов и обязательно со вспышкой. Им явно не важно что они снимают, важно то, что это запрещено делать.

Наконец самый продвинутый тип фотографов-коллекционеров – это люди с зеркалками. Они выбирают правильное место съемки, терпеливо дожидаются когда перед экспонатом рассосется толпа, выставляют экспозицию, баланс белого, глубину резкости, компонуют, выравнивают… щелк! Отснято! Переходим к следующему экспонату.

Все эти три группы объединяет одно — они ни сколько не интересуются самим шедевром. Лишь мельком взглянут что там написано на табличке и уже спешат к следующей цели. Они не задержатся: не отойдут чуть назад, чтобы посмотреть на экспонат с другого ракурса, не придвинуться вперед, чтобы рассмотреть поразившую их деталь. Им это не интересно!

А теперь посмотрите на фото выше. Вот, все три группы в общем сборе. Собрались перед Моной Лизой – маст-шут шедевром всех времен и народов! Не важно что из-за ограждений снимок приходится делать с расстояния в 10 метров. Не важно что сама картина спрятана за толстенным пуленепробиваемым стеклом. Не важно что художественная ценность подобного снимка стремится к нулю. Не важно что в инете можно найти ту же картину в отличном качестве и чуть ли не атомном разрешении. Как всегда важен сам факт съемки шедевра.

Если на стену за бронестекло повесить лапоть сторожа Степана и сказать, что — это квинтэссенция современного авангарда, — будут упоенно снимать лапоть. По лицам видно — к эстетическому восприятию и критическому осмыслению произведения искусства они не способны.


На мой взгляд, тогда я довольно точно охарактеризовал довольно широкий круг людей которые носят с собой камеру и считают себя фотографами. Но можно ли назвать фотографом человека с камерой, который раз за разом повторяет одно и тоже механическое действие: наводит объектив на понравившейся ему объект и нажимает кнопку спуска? Пожалуй, нельзя. Такой человек ничего не создает нового. Его работы ни о чем нам не рассказывают.

На лекциях в Пушкинском нам рассказывали один забавный исторический анекдот:

Как-то один художник принес Гете картину на которой был изображен мопс. Собачка была выписана с удивительной точностью: каждый ее волосок был виден, каждая соринка прилипшая к телу. Поставив картину чуть в стороне, нарисованного мопса с большим трудом можно было отличить от настоящего. Гете же от картины остался не в восторге, как на то рассчитывал художник. Знаменитый поэт сказал: «Поздравляю вас с рождением еще одного мопса, но не с еще одним произведением искусства».

Настоящий фотограф, как и настоящий художник, не делает фотографию, а создает ее. Фотография — это не механическое копирование окружающего мира, а акцентирование внимания зрителя на некоторых его особенностях. Фотография может передавать мысли, идеи, фантазии и даже настроение автора. Но лишь в случае, если снимок появился как результат творческого процесса.

К сожалению, многие люди купившие камеру и начавшие фотографировать так навсегда и остаются на стадии бездумного механического копирования окружающего мира. Они могут совершенствовать свои технические навыки и при этом совершенно не развивать творческие. Профессиональный рост человека с камерой вписывается в банальный шаблон. Он покупает мыльницу и узнает про линию горизонта и трети — теперь его фотки не завалены, а все объекты выровнены по третям. Затем покупается зеркалка и на курсах ему рассказывают про экспозицию и баланс белого. Теперь спорт он снимает на короткой выдержке, портреты на большой дырке, а баланс белого правит в Лайтруме. Технически его фотографии стали лучше, но идейности в работе как не было так и нет.

Теперь вопрос: а где же появиться идейности и как запустить творческую мысль? Раньше я думал, что это придет само, нужно просто снимать, снимать, снимать. Нифига. Лично я снимаю лишь в путешествиях. Просто потому, что в других странах я нахожу новое и необычное для себя, что хочу запечатлеть. Я отснял уже тысячи снимков, при этом творческих фотографий как не было так и нет. Почему? Да, потому что каждый раз доставая камеру и делая снимок я руководствуюсь одними и теми же привычными, наработанными шаблонами. Более того, на то чтобы придумать что-либо новое в путешествии просто нет времени — ты должен осмотреть как можно больше (по крайней мере у меня так).

Размышляя об этом я пришел к простой мысли, что учиться фотографии нужно не в путешествиях, а дома. Для того чтобы учиться выражать свои мысли, идеи, фантазии и настроение, совсем не обязательно ехать туда где ты не был и видеть то чего ранее не видел. Так появилась фотозадачка. Чуть позже я решил, что если дам ее лишь себе, то наверняка ничего не  сделаю и чтобы мне было интересно, предложил поучаствовать в ее воплощении всех своих друзей и знакомых, которые увлекаются фотографией.

Фотозадачка

Нужно в течении этого месяца (апрель 2013) сделать три снимка в которых есть ваша история. Какая — решать вам. Главное, чтобы вы могли объяснить, что вы хотели сказать этой фотографией. Зачем вы ее сделали.

Сделать фото храма Василия Блаженного, которое до вас делали сотни тысяч туристов, просто потому что он красивый, это конечно не то. ))

Сделанные фотографии присылайте мне — в мае я размещу все работы в отдельном посте.

Не знаю что из этого получится, но давайте попробуем?

Кто участвует?

На данный момент в фотозадачке согласились принять участие: Владимир, Максим (с супругой?), Виктор, Ольга, Евгений, Татьяна, Анна (Москва), Анна (Монпелье).

Я надеюсь, присоединятся еще несколько человек.

Если вы хотите присоединиться, напишите мне об этом. Однако, сразу скажу, что если вы согласились принять участие, то 3 фотографии должны прислать. Если фоток не будет, я все равно пропишу ваше имя в финальном посте, но вместо фоток там будет что-то вроде: «Он не смог сделать 3 фотографии за целый месяц! Этого человека нельзя назвать фотографом». Ну или что-то вроде этого. ))

  • Написала. Пришлю. Попозже)) В мае я уже уеду, так что успею до 20 апреля.