Гладко выбритые альпийские луга, окаймленные аккуратными елочками. Чистенькие домики ферм. Игрушечные деревушки с высокими башнями старинных церквей. Тропа, вьющаяся зигзагами. Синее небо. Мерный перестук трекинговых палок и вездесущий перезвон коровьих колокольчиков. Эти картины до сих пор у меня перед глазами, а вместе с ними и то ощущение восторга, которое я постоянно испытывал во время забега. Без какого либо преувеличения скажу, что Irontrail стал для меня самым ярким соревнованием. Тут было все: разнообразие рельефа от мирных альпийских лугов до сложно преодолимых горных перевалов; всесторонняя поддержка волонтеров; встречи, общение с удивительными, потрясающими людьми на трассе и, наконец, открытие в себе новых, незнамых прежде возможностей. Не зря, Irontrail проходит под девизом: «Beyond the limit» – «За гранью возможного».
Как все это начиналось
Еще в прошлом году Дмитрий Ерохин предложил мне бежать Irontrail. Посмотрев презентационный ролик о местах, где должно было проходить соревнование, я восхитился величием альпийских гор и красотами милых швейцарских деревушек, через которые проходила нитка забега, но участвовать в этом… Нет, уж, увольте! Впрочем, я решил, что когда-нибудь обязательно схожу с рюкзачком по маршруту как обычный турист – ведь эти красоты обязательно нужно увидеть своими глазами.
Весной этого года я пожаловался Диме, что не успеваю подготовиться к уже проплаченному старту Tristar 111 в августе. «Значит, тебе нужно бежать Irontrail” – сказал мой наставник – «Он как раз проходит в эти даты». Отказываться от своего первого триатлона было жалко, но я знал, что психологически мне будет очень тяжело за три месяца подтянуть плавание, велосипед и при этом еще подготовить всю необходимую экипировку. Суматохи совершенно не хотелось.
В конце мая я решился и проплатил участие на дистанции Т141.
Подготовка
Мой первоначальный план подготовки включал в себя как длительные так и темповые с интервалами. Это был классический план подготовки к марафону из трех часов. Дима отнесся к намеченным интенсивам скептически: «В каком месте 140-километровой дистанции ты собираешься бежать с темпом быстрее 5:00?». И тут же посоветовал: «Приучи себя бегать не быстрее шести минут на километр и как можно быстрее набери объем 100 км в неделю».
План был переделан. Теперь я собирался совершенно однообразно бегать по сотне в течении двух месяцев. За шесть недель до соревнований по плану я должен был начать наращивать объем и выйти на 130км. За три недели до старта начать сбрасывать по 30% в неделю. Все тренировки должны были проходить в темпе 6:00-6:30.
Раскладка по дням однообразная. Понедельник – выходной. В будние дни по возможности от 10 до 20 км. В один из выходных дней – длительная от 30 до 40 км, в другой 10-20км в зависимости от самочувствия.
До сотни я дошел на удивление быстро и, что главное, легко. Всего две недели мне понадобилось, чтобы набрать целевой объем. Сами тренировки не могу сказать, что проходили идеально. К большому сожалению, я не могу тренироваться по утрам – физически нет сил. По вечерам я чувствую себя великолепно, но из-за специфики своей работы могу задерживаться в офисе на неопределенное время. В результате часто моя тренировка заканчивалась лишь в 23:30. А ужинать я заканчивал за 20-30 минут до сна. Думаю, это не очень полезно для организма.
Протестировать свою подготовку мне довелось за четыре недели до старта. Не снижая объемов, 13 июля я принял участие в соревнованиях Adidas Boost Running и поставил рекорд на десятке, финишировав за 39:54. В этот же день вечерком вкатил двадцатку по 6:03. А на следующий день принял участие в соревнованиях Королевские горки, пробежав 30км с суммарным набором высоты в 2.5км за 3:30. Похоже, что к забегу по альпийским горам я был вполне готов. ))
Перелет в Швейцарию и регистрация
На место старта, в Понтрезину, большинство из нас прилетело в среду, за три дня до начала соревнований. Т.е. никто не заложил время на акклиматизацию. В четверг, в 16:00 должна была начаться регистрация на дистанции Т201 и Т141 и выдача стартовых номеров. У всех были какие-то недочеты в экипировке и с утра мы отправились в шопинг тур по окрестным магазинам. У каждого из нас была мысль, что в России цены неправильные и здесь в Европе все должно быть дешевле. Как бы не так! Если в России цены неправильные, то в окрестностях пафосного Сан Морица неправильность цен возведена в квадрат. Поахав и поохав мы вернулись в хостел.
Регистрация прошла как-то обыденно. Каждый притащил с собой вещи, включенные в список необходимой экипировки, для проверки. Однако, как оказалось, ни сейчас ни позже никто ничего проверять не будет.
Тем не менее приведу список того что обязан был при себе иметь каждый трейлраннер, для того чтобы быть допущенным к старту.
- Мобильный телефон (с сохраненным номером службы спасения)
- Бутылку либо гидропак объемом не менее 1 литр
- Продовольственный НЗ: 500 калорий, 0.5 воды. Этот НЗ мог быть потреблен лишь в случае чрезвычайной ситуации.
- Кружка либо бутылка (1.5дл)
- Функциональная беговая одежда
- Трейловая обувь
- Теплый, изолирующий слой (длинно-рукавная футболка, беговые штаны до щиколоток)
- Ветрозащитная куртка с капюшоном и водоотталкивающие штаны
- Перчатки и шапка
- Налобный фонарь
- Спас оборудование (эластичный бинт, спас одеяло, свисток)
- Маршрутные карты (выдаются организаторами)
- GPS – трекер (выдается организаторами)
Также рекомендовалось иметь
- Модуль GPS
- Сменную одежду
- Запасной фонарик и запасные батарейки к нему
- Трекинговые палки
Вместе с номером всем нам выдали небольшое устройство зеленого цвета, которое гордо называлось GPS трекер. Кроме модуля GPS в него была вставлена также сим карта. Инструкция сообщала, что после включения перед стартом, этот модуль позволит отслеживать наше положение на трассе через сайт. Также на модуле была кнопка SOS, если удерживать ее нажатой в течении шести секунд, организаторам передавался сигнал бедствия. Устройство было также снабжено микрофоном и динамиком – по крайней мере в теории, со спас командой можно было общаться посредством этой штуки.
Забегая наперед, скажу, что мой зеленый тамагочи по непонятной причине отключился сразу после старта. Через сутки я заметил, что он неактивный и включил его еще раз. После этого мои родные могли наблюдать мое передвижение через официальный сайт.
Также на регистрации всем раздали четыре мешка. У каждого была возможность в эти мешки положить необходимую экипировку и написать на них адрес доставки, в одну из четырех точек по маршруту. Перед стартом организаторы эти мешки заберут и сделают заброс в указанное место. Никто из нас вроде бы такой возможностью не воспользовался. Но матерые гонщики, как я видел, пользовались этой услугой довольно активно, отправляя по маршруту свежее сменное белье, носки, обувь, питание.
Здесь же в зале регистрации мы узнали прогноз погоды на завтра: до вечера переменные дожди, вечером в основном сухо.
После регистрации мы вернулись в хостел собирать вещи. У ребят старт был завтра в пятницу в восемь утра. У меня в восемь вечера.
В нашем шестиместном номере познакомились с чехом Mil Petr. Сосед наш был очень спокойный и скромный. Впрочем, сразу же стало понятно, что человек этот неординарных способностей. Он участвовал во всевозможных необычных гонках во всех уголках планеты и на предстоящих соревнованиях собирался финишировать за 36 часов. Я спросил Петра, собирается ли он спать на дистанции. Мультигонщик удивленно ответил: «Нет, конечно!». Далее он рассказал мне, что на недавней девятидневной adventure-гонки он не спал первые две ночи, на третью ночь его команда проспала лишь 20 минут и выспалась лишь на четвертую, продрыхнув целых шесть часов! Под впечатлением этого рассказа, я также решил не спать – если сорокалетний Петр может бодрствовать три ночи, значит смогу и я.
Еще меня поразило, как опытный Петр собирал экипировку к завтрашнему старту. У него была целая коллекция кроссовок и носков. И он одевал то одну их комбинацию, то другую и как бы пробовал их на вкус, прохаживаясь по комнате. «Выбор правильной экипировки залог успеха» — сказал он мне.
Легли мы спать около десяти вечера. А пол пятого у всех начали звонить будильники – в шесть нас ждал завтрак. К сожалению, посреди ночи я проснулся и из-за переполнявшего меня возбуждения долго не мог заснуть. Так что в эту важную ночь перед стартом я проспал не более пяти часов.
Старт Т201 и прогулка по окрестностям
К семи часам мы были на месте старта. Ребята сдали свои рюкзаки, которые впоследствии будут доставлены на место финиша. Прошел краткий брифинг, на котором в очередной раз организаторы поблагодарили нас, что мы решились принять участие в этом соревновании, проводящемся впервые. «Ваши имена останутся в истории» — говорила женщина в микрофон.
После группового фото ребята начали потихоньку продвигаться к стартовому раствору. Funf-vier-drei-zwei-eins… выстрел и 123 человека бросились вперед.
Я отправился бродить по окрестностям. С неба, затянутого тучками, накрапывал дождик.
Немного погулял по деревушке. Бросается в глаза, что все жители Понтрезины (или гости этой деревни) равно как и Сант Морица одеты примерно в одном стиле: фирменные ветрозащитные куртки (North Face, Mammut, BASK, и т.п.), либо толстовки тех же фирм и подобные же штаны-непромокайки. У всех спортивный и стильный вид.
Затем погулял по близлежащему леску и направился к ж/д станции. В хостеле мне посоветовали подняться на гору Дьяволецца, с которой были хорошие виду. К тому же по этой горе проходила трасса соревнований и у меня была возможность сделать несколько фотографий участников забега.
В Швейцарии очень удобный и очень дорогой транспорт. К счастью, наш хостел снабдил нас пластиковой карточкой, по которой мы бесплатно могли перемещаться на поездах и пользоваться канатными подъемниками.
Двадцать минут езды на поезде по горным долинам (ах, какие красоты!), двадцать минут на подъемнике и я на вершине Дьяволеццы. Температура около нуля градусов и льет сильный дождь. В сотне метрах от станции канатной дороги начинается грязноватый громоздкий пласт ледника. К нему перебежками, отснимая каждый пройденный метр двигаются несколько групп японских туристов.
На вершине ничего интересного не нахожу и через 20 минут возвращаюсь в долину. Вновь поезд и я в Понтрезине. Возвращаюсь к точке старта – это место ребята должны пробегать еще раз как раз в это время. И, как знал! Вся компания уже здесь. Обедает на пункте питания. Спрашиваю разрешение у оргов и набрав себе еды сажусь за общий стол – все кроме Игоря (который уже убежал) здесь. Бросается в глаза, что настроение у ребят довольно подавленное. Каждый рассказывает как ему было плохо и какая жесть эта трасса.
Пользуюясь случаем, опытный рогейнер Гарыня, скидывает мне свой немалый запас всевозможных батончиков. На трассе довольно хорошо кормят и его склад провизии в рюкзаке оказывается лишним весом.
Долго рассиживаться нельзя и через пятнадцать минут ребята убегают. На часах половина четвертого. Я возвращаюсь в хостел, еще раз изучаю карту и начинаю собираться.
В шесть вечера я был на месте старта Т141 в Замедане. Сегодня школьный спортзал был приспособлен под нужды спортсменов. Половина него была занята столами обставленными стульями. Около пятидесяти человек сидели либо ходили взад и вперед, делая последние тесты экипировки. Вдоль одной из стен стояли столы, где проходила регистрация Т141. Вдоль другой стены вытянулись стойки с едой.
На всей трассе было типа пунктов питания:
- Тип А. С напитками и легкой едой, но без горячей пищи. Здесь можно было всегда запастись холодным и теплым изотоником, и водой. Далее следовали продукты, которые были на большинстве пунктов, но не всегда: горячий бульон, кола, сыр, вяленое мясо, соленые орешки, курага, бананы, пироги с шоколадной начинкой, черный шоколад, хлеб.
- Тип B. Включал в себя всю линейку продуктов с пункта А плюс здесь можно было перекусить горячей пищей: макароны с соусом, отварной рис, супчик из пакетика, фруктовый чай. На одном из пунктов было даже безалкогольное пиво.
Пункты питания типа Б всегда располагались в теплых помещениях и располагались на трассе каждые 30 километров. Пункты типа А обычно находились в палатках и попадались раза в два чаще. Самая маленькая дистанция между точками, где можно было взять воду была 5 километров, самая большая – 13.
В Замедане располагался пункт питания типа Б. Я попробовал было подойти за порцией супчика на дорожку, но оказалось, что здесь горячую пищу могут получить лишь двухсотники. Пришло довольствоваться бананом.
Когда я доедал свой банан, со всех сторон неожиданно раздались аплодисменты. Оказалось, что один из спортсменов доевший свою порцию пасты балоньезе и взявший в руки трекинговые палки был двухсотником. Он резво пробежался по периметру спортзала сделал прыжок ловко сведя в воздухе пятки ног и скрылся за выходной дверью. Впереди его ждало еще 136 километров. Такими же бурными аплодисментами прожался каждый пробегавший через нашу зону старта спортсмен.
В семь часов неожиданно появился Игорь Захарченко. К моему удивлению, в отличие от ребят, встреченных во время обеда на 35-м километре, Игорь выглядел бодро и как-то очень собранно. Мы поздоровались. За те 17 минут что Игорь был в зоне старта он попил колы, съел банан и переодел носки. К сожалению, дождь продолжал лить, так что вряд ли сухие носки ему сильно помогли. Пока Игорь переодевался, я рассказал ему, что ребята отстают от него примерно на час. Как оказалось позже, к этому моменту отставание было более значительным.
Старт Т141
В 19:50 мы стояли возле стартовых воротцев под накрапывающим дождем. Я отрегулировал свои телескопические трекинговые палки и приготовился бежать. Почти все стоявшие у линии старта были одеты в куртки либо дождевики. Лишь я и еще человека четыре мокли под дождем в легких футболках. Я знал, что через десять-пятнадцать минут, все этим ребятам придется останавливаться и снимать с себя все лишнее – будет жарко. Так и получилось.
И вот, наконец, стартовый выстрел. Медленно, как бы нехотя толпа устремилась вперед. С самого начала я зацепился за лидерами. Через километр понял, что они слишком быстры для меня и отстал, сбросив тем до комфортного. Через десять километров стемнело и похолодало. Я решил, что сейчас самое время сделать остановку и одеться. Часы показывали 20:55. Я натянул на голое тело теплую терму, поверх нее натянул футболку с длинным рукавом и сверху накинул ветрозащитную куртку с капюшоном. Внизу у меня были тайтсы до щиколоток. На лбу повязка. Это была моя самая теплая одежда. Я решил не тратить время на постепенное утепление и сразу накинуть на себя все, ведь уже была почти ночь, а через несколько сотен метров должен был начаться подъем на перевал, на вершине которого будет холодно. Пока я одевался, меня прошили человек шесть. Ну, ничего, сейчас я их всех нагоню, подумал я и бросился вперед.
Обычно мне бежится тяжело первые десять километров, затем я как бы вбегаюсь и становится легко. Так случилось и на этот раз. Как только я переоделся, почувствовал, что вошел в ритм и теперь могу бежать в полную силу. Ух, как это приятно, чувствовать, что ты хорошо одет, ноги у тебя легкие и впереди много, много километров удовольствия. В том, что я буду наслаждаться каждым километром дистанции, я ни сколько не сомневался.
Однако странно, хотя бежал я быстро, тех ребят, которых я уже давно должен был догнать и обогнать все не было. Что ж, видимо они тоже поймали волну и увеличили темп. Так я и бежал по пустынной вьющейся дороге вдоль журчащей речки. Мысли мои были где-то далеко. Вдруг, передо мной возник мост перекинутый через речку. Стоп! Этот участок дистанции я хорошо изучил и помнил, что вплоть до поворота на перевал, дорога идет по эту сторону реки. Где-то я ошибся. Обернувшись, я увидел как где-то совсем вдалеке по хребту поднимаются мерцающая вереница светлячков. Вот так промазал…
Назад, переполненный злостью на самого себя я бежал в темпе 4:30. И через десять минут был уже возле флажка помечающего поворот с основной дороги на тропу к перевалу. Из-за своей невнимательности я сделал петлю в лишних пять километров. Сказалась неопытность. Спустя некоторое время я уже привык постоянно следить за тем, чтобы каждые сто-двести метров попадались белые ленточки либо красные флажки, обозначающие трассу. Возле белых ленточек всегда был приколота светоотражающая полоска – в темноте ориентироваться можно было лишь по ней.
Теперь часы показывали 21:25. Я включил налобный фонарь и начал подъем в гору. Пока я бегал посмотреть на мостик, все Т141 обошли меня и теперь были где-то впереди. Что правда, двое из них только лишь начали восхождение. Это был слепой и его поводырь связанные веревкой. К сожалению, не запомнил их имена. Мы перекинулись парой слов и я двинулся вперед.
Если знать что искать, ориентироваться было не сложно. Довольно быстро я взошел на вершину перевала, обогнав нескольких участников, и начал спуск. Здесь сказался недостаток моей экипировки. Шел я не в трейловых кроссовках, как подавляющее большинство участников, а в обычных марафонках, подошва которых была совершенно не приспособлена к сцеплению с горной тропой. Впрочем, здесь тропы как таковой и не было. Мы шли по траве, в которую были вдавлены большие гладкие камни, смоченные непрекращающимся дождем. Несколько раз я упал. При чем один раз так сильно, что с минуту пришлось постоять на месте чтобы придти в себя от боли. При падении я задел левую руку и теперь, казалось, она была вывихнута в районе плеча. Но спустя некоторое время боль утихла, а потом и прошла вовсе.
Через некоторое время камни закончились и началась хорошая дорога. Выйдя на нее я начал бежать, трусцой обгоняя одного за другим своих соперников. На восьмом километре после вершины перевала был пункт питания А. Здесь группа волонтеров встретила меня бурными аплодисментами. Надо сказать, что волонтеры на всей дистанции были очень чуткими, вежливыми, всегда готовыми помочь и приободрить. Большое им спасибо!
Выпив два стакана колы и заправившись изотоником я бросился вперед, нагонять упущенное время. Пройдя около полукилометра я вошел в лес. Тропа вела вниз. Забегая наперед, скажу что качество «тропы» попадавшееся мне на маршруте можно разделить на несколько групп различающихся по проходимости:
- 35% грунтовые либо асфальтовые дороги с различным наклоном. Если дорога не идет вверх, идеальное место для бега!
- 25% лесные тропы. Довольно часто тропа идет с уклоном. Очень много корней, иногда попадаются большие камни. Передвигаться непросто.
- 35% горные тропы. Узкая тропа обычно вьющаяся серпантином по перевалу. Иногда пересыпанная камнями. Передвигаться тяжело.
- 5% адские перевалы. Тропы практически нет. Приходится очень медленно двигаться по большим мореновым камням либо по сыпухе. Передвижение тут очень медленное и сопряжено с риском сорваться и покалечиться.
Быстро двигаться по неровной испещренной корнями лесной тропе нелегко. Постепенно меня догнали один за другим несколько участников и за мной вырос паровозик из трех человек. Так мы двигались километра три. Наконец, вот она ровная дорога и я вновь бегу оторвавшись от своего хвоста. Пол километра и я вбегаю в деревушку Наз. Здесь точка горячего питания. Быстро ем макароны, выпиваю три стакана колы и бегу вперед.
Из Наза вперед меня ведет хорошая грунтовая дорога, которая движется некоторое время под уклоном вверх, а затем заваливается вниз. Здесь я обгоняю группу из четырех Т141-х. И вдруг я с ужасом начинаю осознавать, что мое левое колено сначала постреливает, а затем начинает отзываться стабильными пучками боли на каждый удар ноги о грунт. Но только если я бегу — ходьба дается хорошо. Что делать: перейти на шаг или продолжать бежать ожидая что боль сама собой пройдет? Коленом я не ударялся – болеть ему не с чего. Я решаю продолжать бежать, стараясь весь вес переносить на правую ногу, а левой как можно мягче переваливаться. Боль продолжает нарастать и становится невыносимой. Я перехожу на шаг. Иду с пол километра. Тут меня обгоняет группа чехов, которую я оставил позади. Этого я уже не могу стерпеть и вновь начинаю бежать. Обгоняю чехов и начинаю заклинать колено: «Тебе не с чего болеть. Боль утихни. Боль утихни. Боль утихни!». В какой-то момент мне начинает казаться, что я восстановил контроль над своим организмом и усилием своей воли погасил боль. В этот же момент колено пускает на столько сильный импульс боли, что я невольно вскрикиваю и останавливаюсь чтобы придти в себя. Но где-то поблизости чехи и я продолжаю бежать подволакивая левую ногу не сгибая ее в колене. Хватает меня ненадолго. Даже в таком мягком варианте колено не готово принимать на себя даже малейшие удары и сообщает мне об этом чередой болевых вспышек. Выяснение отношений и вопрос кто в доме хозяин был решен не в мою пользу. Я перехожу на шаг и больше уже не пытаюсь бежать, лишь ожесточенно орудую трекинговыми палками стараясь идти как можно быстрее. Впервые мне в голову приходит мысль, что это соревнование по trailrunning может для меня превратиться в перманентный trailwalking. Часы показывают 2:10. Пройдено 30 километров. Группа чехов в очередной раз обгоняет меня.
Через десять минут я подхожу к пункту питания и заправляюсь изотоником и водой.
Теперь начинается подъем на перевал, который на карте выглядит наиболее устрашающим: на следующие 10км придется 1700м подъема. Впрочем, пока дорога не предвещает ничего плохого. Прекрасный асфальт под щадящим углом поднимается серпантином вверх. Я иду довольно бодро и через километр догоняю и обгоняю своих обидчиков чехов. Спустя полтора километра обгоняю еще один паровозик из четырех Т141-х. К этому времени дождь не только закончился, но и полностью очистилось небо. Время от времени я поглядываю на крупные мерцающие звезды над головой. Спустя пять километров маршрут сворачивает с асфальта и уходит в горную тропу.
Два километра по горной тропе и я выхожу к палатке волонтера, который поит меня теплым бульоном. Как же хорошо! Оглядываюсь – где-то вдалеке мерцают фонарики. Что ж, я таки хорошо оторвался от ребят. Не тратя лишнего времени прощаюсь с волонтером и иду вперед.
К этому времени мое колено вообще перестает гнуться. Впрочем, иду я довольно бодро перекидывая левую ногу сбоку и активно помогая себе трекинговыми палками. Время от времени, когда я неосторожно наступаю и колено чуть двигается в суставе, меня словно током пронзает острая болевая вспышка. Каждый раз я не могу удержаться и вскрикиваю. Иногда боль задерживается и я останавливаюсь чтобы отдышаться и придти в себя. Хорошо что рядом никого нет и меня не слышат. У меня с собой есть в аптечке обезболивающее, но его я решил принять лишь в крайнем случае, если под угрозой будет финиш.
Горная тропа тянется от палатки волонтера еще метров восемьсот. Затем начинается адский подъем на перевал Тинценхорн. Какой-то великан свалил здоровенные валуны горкой и теперь приходится карабкаться вверх с черепашьей скоростью иногда помогая себе руками. Здесь риск сорваться и разбиться весьма реален – приходится быть осторожным. Где-то впереди маячит цепочка стационарных фонариков. Тропа настолько тяжелая, что в этом месте организаторы не ограничились светоотражающими лентами и по наиболее сложному участку маршрута в пятьсот метров разложили включенные налобные фонари.
Здесь я косячу еще раз. Размышляя, что делать со своим больным коленом, я так увлекся, что ушел на другую тропу. Хорошо, что меня окликнул один из спортсменов и я вовремя вернулся. Тем не менее, пятнадцать минут я потерял. За это время меня обогнали четыре человека.
Вот, наконец, и вершина. Часы показывают пять часов ночи. Начинает брезжить рассвет. Кусок черного неба словно отломан и теперь сквозь пролом льется бирюзовая матовая патока.
Если вверх дорога была физически сложной – приходилось постоянно подтягиваться вверх перешагивая с камня на камень, то теперь она не только сложна, но и опасна. Вниз под 50% уклоном уходит сыпуха. Тут и со здоровыми-то ногами идти тяжело, а у меня левая слушается все хуже и хуже. Прежде чем сделать шаг я упираюсь обоими трекинговыми палками и аккуратно ставлю ногу на новое место. Иду до неприличия медленным черепашьим темпом. Один за другим меня обгоняют трое спортсменов довольно резво скачущие вниз.
Наконец сложный участок заканчивается и я иду по относительно безопасной тропе. Через полкилометра дохожу до палатки с пунктом питания. Здесь я пью теплый бульон, колу и ем бананы. Сидевшие в палатке ребята начинают выходить и я увязываюсь за ними. В этот момент к оказавшемуся таким сложным перевалу подлетает вертолет. Как я узнал позже, спасателям несколько раз пришлось летать к этому месту – для некоторых участников гонка тут и закончилась. К счастью, несчастных случаев на трассе не было.
Между тем тропа постепенно уходит вниз и как бы вдавливается в землю, превращаясь в канавку. Мне с моей негнущейся ногой становится совсем тяжко. Теперь чтобы перекинуть ногу мне приходится на каждом шаге слегка подпрыгивать. Вновь меня обгоняют чехи. Обидно до слез. Ведь сил-то полно. В этот момент тропа становится шире и я вновь могу идти быстро. Обгоняю чехов и двоих немцев. Но через полкилометра тропа начинает круто спускаться вниз и я вновь оказываюсь в невыгодном положении. Чехи меня обгоняют и на этот раз окончательно.
К семи утра я дохожу до грунтовой дороги. Еще километров пять и я выйду к Савогину, где меня ждет небольшой отдых и горячее питание. Иду медленно, колено продолжает плеваться импульсами боли. Худо-бедно, но в восемь утра я доковылял до Савогина, а в 8:10 вошел спортзал какой-то школы, который сегодня был переоборудован под пункт питания. В этом же месте находился перемещающийся головной штаб Irontrail. Через два часа в этой точке будет дан старт категории Т81.
Как только я наложил себе разнообразной еды и уселся за стол, сразу же снял обувь и носки. Последние у меня промокли сразу же на старте, так что к этому моменту я уже прошел 50 километров во влажных носках – подошвы ног горели.
40 минут у меня ушло на то чтобы плотно перекусить, подсушить и смазать ноги, слегка очистить от грязи обувь и сходить в туалет. Также я надел свежие носки.
В 9:00 я готов был бежать вперед, но прежде нужно было решить одну проблему. Готовя экипировку к соревнованиям, я рассчитывал, что бежать буду лишь одну ночь. Теперь было очевидно, что ночи будет две. У меня был лишь один комплект запасных батареек, которых могло не хватить. Пол часа у меня ушло на то чтобы избегать деревушку Савогин с ее крутыми горными улочками, но в результате у меня появилось два комплекта сонек.
В 9:30 я миновал линию старта Т81. Нужно было торопиться: через пол часа начнет забег младшая категория и было бы неприятно, если бы они дружно и разом меня обогнали. Хотелось успеть уйти подальше.
Лидер Т81 обогнал меня в 10:40, спустя 20 минут меня обогнал Т81 идущий вторым и началось… У меня на спине, прикрепленный к рюкзаку, висел номер с именем. Каждый второй, обгоняя меня, кричал что-то вроде: «Браво, Василий! Молодец!».
В половине двенадцатого меня обогнали Игорь Владимиров и Михаил Долгий. Перекинулись парой слов. Около трех часов дня меня догнал Андрей Кулагин. Вместе мы пройдем с десяток километров то разъединяясь, то вновь объединяясь. Андрею легче давалась равнина и спуске, мне же подъемы. Расстанемся лишь после Tschiertschen. Андрею нужно будет передохнуть, а я в предвкушении близкого финиша буду рваться вперед.
Не буду утомлять читателя ненужными подробностями. Скажу лишь, что пятьдесят километров следовавших по маршруту от точки старта Т81, были самыми легкими и самыми приятными в этом забеге: обилие легких асфальтовых шоссе и грунтовых дорог с щадящим уклоном; чистенькие и аккуратные тропы; простые и безопасные перевалы и ко всему этому чистое небо, солнечная погода и невероятной красоты пейзажи на фоне величественных альпийских гор… К тому же, после того как я посидел более получаса в теплом помещении Савогина, боль в моем колене утихла. И хотя оно не восстановилось полностью, временами, на простых трассах, я вновь мог бежать!!!
Часов в девять вечера, как только стемнело, мне начало становиться как-то не по себе. Первая бессонная ночь прошла на удивление хорошо. Спать не хотелось совершенно. Энергии было хоть отбавляй. Теперь же меня начало «накрывать». Энергии по-прежнему было много, и я по-прежнему был полон решимости двигаться вперед до самого финиша, но мой мозг начал давать сбои. Казалось, стоит мне закрыть глаза хотя бы на пару секунд и я свалюсь, заснув на ходу. Иногда у меня были легкие галлюцинации: мне казалось, что я иду по краю обрыва, слева от меня долина и там яркие огни света. Поворачиваю голову – совершенно черный ночной лес. Когда я почувствовал, что близок к обмороку и с трудом контролирую свое состояние, я выпил заранее приготовленную ампулу с 200мг кофеина. Через полчаса состояние стабилизировалось. Но ненадолго. Тогда я выпил еще одну ампулу. Вроде бы полегчало.
В 22:25 мы с Андреем вышли к пункту питания в деревне Tschiertschen. Я быстро поужинал и готов был двигаться. Андрей же решил остаться полежать часок. Мы расстались.
Почти сразу же я догнал двух ребят шедших по категории Т81: Weber Silvio и Ina Heyer. Мы перекинулись парой слов и я пристроился за ними. В этот момент меня опять начало накрывать. Ребята шли несколько медленнее моего темпа, но мне казалось, что если я хотя бы на часик расслаблюсь, и пойду за ними в режиме автопилота, это позволит моему мозгу получить долгожданную передышку и будет как бы аналогом сна. Уж не знаю на сколько мне это помогло на самом деле. Думаю, что вряд ли. Просто дал слабину.
Через час мы подошли к началу подъема на перевал и темп моих спутников замедлился. Я обогнали их, попрощался и двинулся со своей привычной скоростью. Поднимаясь, я заметил, что воздух выходит из моих легких с каким-то дополнительным присвистом, а входит с каким-то хрипом. Видимо на высокогорье слегка отекли легкие.
Около часа ночи я был на вершине Weisshorn. Здесь совершенно неожиданно оказался контрольный пункт не обозначенный на карте. Волонтеры записали мое имя в журнал и я двинулся вперед.
Одина из шести гор на моем маршруте – пик Weissorn (2653м). Контрольный пункт был расположен в помещении лыжной станции (видна на левом пике). Фото Андрея Кулагина.
Через 500 метров мой фонарик неожиданно перешел в особый режим с минимальной яркостью. У многих фонарей фирмы Black Diamond есть такая функция: когда фонарь определяет, что заряда батареи осталось мало, он переводится в экстренный режим, в котором дает лишь 20% мощности. Делается это для того, чтобы турист неожиданно не остался совсем без света. Хорошо, что я купил два комплекта батареек! Я достал мобильный и в его тусклом свете начал менять питание: открыл заднюю крышку, высыпал четыре батарейки в левую руку, правой начал по одной вставлять новые батарейки. Было жутко неудобно держать все эти девайсы в руках и одновременно, периодически нажимая на кнопку мобильного, чтобы он не переставал светить, пытаться угадать направление заряда каждой батарейки, чтобы вставить ее в правильном положении. Нажимая очередной раз на кнопку мобильного я выронил свежую батарейку из правой руки в левую руку, где уже была горсть использованных. Так как все батарейки были одной фирмы, наверняка определить свежераспечатанную была нельзя. Я взял первую попавшуюся и вставил в отсек питания. Теперь в моем фонаре было три новых батарейки и одна сомнительная. Включил фонарик. Горит ярко. Ну, слава Богу!
Быстро побросал разорванную пачку и старые батарейки в рюкзак и бросился догонять только что обогнавшего меня соперника. Но не прошел я и пятидесяти метров, как фонарь вновь перешел в режим окурка. Черт! Ошибся. Придется идти так – времени на эксперименты с заменой батареек у меня не было. До начала рассвета оставалось три часа.
На этом месте я хочу остановиться и сказать спасибо организаторам за качественную разметку. В полной темноте, с еле светящимся фонариком я шел нисколько не сбавляя шагу и при этом ни разу не заплутал. Было некомфортно – да, но мне не пришлось останавливаться и ждать рассвета.
Последние два часа перед рассветом я брел по густому лесу. Сначала тропа то сбегала вниз, то карабкалась вверх, потом, наконец, стала ровной. В это предрассветнее время мне стало совсем плохо: мозг начал попросту выключаться. Я начал совсем плохо соображать: даже приблизительно не мог вспомнить сколько километров мне осталось бежать. Чувствовал, что на лице у меня застыла какая-то неестественная, неприятная гримаса, но ничего не мог с этим поделать. Временами я проваливался в «сонную яму»: не переставая быстро двигаться вперед, я на несколько мгновений «вырубался». После очередного такого «ухода» я неожиданно почувствовал себя относительно свежим и бодрым. Появилось сильное искушение поэкспериментировать со сном на ходу: не переставая двигаться закрыть глаза и заснуть на чуть подольше. Но, эта идея показалась мне слишком рискованной и я продолжал усилием воли пытаться избавиться от этого полубредового состояния. В эти моменты я впервые по-настоящему испугался, что могу не добраться до финиша: вот сейчас упаду в обморок и провалюсь в сон. А когда проснусь, контрольное время уже истечет. И я командовал себе: «Вперед! Вперед! Не смей расслабляться!»
Наверное, читатель скажет, что я зря так себя насиловал и было бы разумно дать себе поспать хотя бы полчаса. И, правда, для меня полчаса особой роли не играли, но было одно «но». Ступни ног у меня были отбиты и полностью стерты в обширные водянистые мозоли. Я боялся, что проснувшись, мне будет настолько больно, что я не смогу продолжить движение. Сейчас же, разгоряченный гонкой, я эту боль контролировал и как бы не замечал.
Когда я уже совершенно отчаялся и мне показалось, что я начинаю сходить с ума, меня догнала Dalcolmo Jeanette. Мы пересекались с ней всю дистанцию – то она меня обгонит, то я ее. Сейчас я дал ей обогнать себя и пристроился за ней. Какое-то время шел на автопилоте, затем начал с ней говорить о разных пустяках. Мне пришла идея, что если я начну говорить, то ко мне вернется способность трезво мыслить и я в какой-то мере избавлюсь от этого полуобморочного состояния. Так и получилось. Мы шли быстрым шагом, временами переходящим в рысцу и болтали. Еще Жанет мне подробно рассказала какие подъемы-спуски нас впереди ожидают и сколько каждый займет по времени. Я разбил остаточный маршрут на кусочки и начал представлять как преодолеваю каждый из них. Стало легче.
В 7:20 уже было совершенно светло. В этот момент я начинал восходить на свой последний перевал Strelapass. Впереди меня шла неутомимая Жанет. Не смотря на то что она была значительно старше меня и заканчивала 200-километровую дистанцию, казалось, что она не испытывает и капли усталости. Шаг ее был ровен и уверен. Позже я узнал, что в категории женщин, она на Т201 заняла третье место.
В 8:00 мы оба вышли на вершину перевала и подошли к отметке 5км. До финиша оставалось всего пять километров!!! Жанет пожелала мне удачи и быстро побежала вперед. К этому моменту, я окончательно проснулся. Видимо сказалось поднявшееся солнце. К сожалению, это же солнце начало согревать мои ноги, которые прежде были анестезированы ночным холодом.
Впереди меня ждал крутой спуск. Идти было очень тяжело. Каждый шаг отдавал сильной болью. Впрочем, все когда-нибудь кончается и через полтора часа я добрался до Давоса. А в 9:37 вбегал в финишные воротца Irontrail. Ура! Я это сделал!!!
На финише у меня забрали зеленый тамагочи, выдали пакет с едой и подарочный трейловый рюкзак. Также мне предложили бананы, сухофрукты, соленые орешки и безалкогольное пиво. Жизнь прекрасна!
Неподалеку от финиша я встретил нашу компанию в полном сборе. Только сейчас я узнал, что из пяти участников вышедших на старт Т201 до финиша добрался лишь Игорь Захарченко. Впрочем, ребята были полны оптимизма и каждый уже строил планы на то как приедет сюда в следующем году, чтобы покорить железную дистанцию.
Приняв душ, я собрал свои вещи и походил с ребятами по Давосу. Лишь полпервого я вернулся на место старта, где организаторы предусмотрели комнатку для сна. До поезда который должен был отвезти меня в аэропорт было два часа. Можно было немного поспать. К этому моменту я бодрствовал уже 55 часов!
Моя Экипировка
На дистанции температура колебалась от +25 днем на равнине (с солнцем) до -1С в горах ночью (с ветром). Также первые шесть часов лил дождь. Днем на мне была одета футболка хорошо отводящая влагу с длинным рукавом. Ночью я одевал теплую терму, поверх туже футболку и ветрозащитную куртку. Икроножные мышцы у меня защищали компрессионные гетры от щиколоток до колена. Поверх гетр я надел длинные тайтсы до щиколоток. В этих тайтсах я ходил и днем и ночью.
На ногах были трекинговые носки и марафонки. На голове повязка из половинки банданы (ночью защита от холода, днем не давала поту заливать глаза). Вторая половинка банданы защищала шею (ночью от холода, днем от загара). На ночных первалах шапку я не надевал, лишь накидывая капюшон на голову. Также у меня были с собой тонкие перчатки, но их одевать я ленился, хотя руки на ночном ветру дубели. Шапку ночью я не надевал, но подкладывал ее под тайтсы чтобы защитить мужское хозяйство от холода – край куртки доставал лишь до пояса.
У меня был 20-литровый саломоновский рюкзак весом в 400 грамм. В нем была дополнительная толстовка, которой я так и не воспользовался.
Питьевую систему я не стал брать, чтобы не возиться с заливкой воды в нее. Вместо нее у меня было две полулитровые пластиковые бутылки с соской. Еще у меня была напузная сумка, где лежал фонарик, компас (который так и не понадобился), карты, мобильный.
В моей аптечке в дополнение к обязательному набору были пластырь и сильное обезболивающее. Ими я не воспользовался.
Не смотря на то что трейл я бежал первый раз, экипировка для меня оказалась почти идеальной. Было взято все необходимое и ничего лишнего. Мне было очень комфортно. Тем не менее, кое что можно было бы изменить либо дополнить:
- Трейл лучше бежать не в марафонках, а в специальный трейловых кроссовках. Игорь посоветовал мне Salomon S-lab 5. У них лучшее сцепление с грунтом, хорошая защита носка, подошвы и особенно пятки.
- На обувь лучше одеть мини-гамаши, чтобы защитить их от попадания грязи и камушков. Мне регулярно приходилось останавливаться и вытряхивать мусор из кроссовок.
- Очень пожалел что не взял свой пластиковый непромокаемый карман для документов на шею. Карты которые я таскал в файлике все же промокли и быстро расползлись.
Питание
Я ел все что давали и пил все что наливали (включая пиво). Все усваивалось хорошо и желудок чувствовал себя отлично. В моем рюкзаке было два энергетических батончика и гель, но ими я так и не воспользовался.
И еще о тренировках
Следует признать, что мои тренировки предназначались для ультразабега по равнине и плохо подходили для трейловой гонки. Моим слабым местом оказались колени и ступни ног. На финише у меня по-прежнему было полно нерастраченной энергии, а мышцы ног были довольно свежие.
Поддержу тех, кто говорит, что в условиях жизни в Москве, единственная возможность для трейлраннера качественно подготовиться к старту – это бегать промежуточные соревнования. Кроме акклиматизации и общей подготовки, они еще дают бесценный опыт, который ой как важен в горах.
Послесловие
Доволен ли я результатом? Пожалуй, нет. Я знаю, что мог бы пробежать лучше. Но сейчас у меня нет того давящего чувства досады на себя, когда на марафоне показываешь посредственное время. В трейлзабеге я участвовал первый раз и успешно добрался до финиша – это главное. Возможно, если бы я насиловал себя и заставлял двигаться быстрее, результат был бы чуть лучше, но тогда бы появился риск вообще сойти с дистанции. Так что все прошло хорошо. Теперь моя цель финишировать в Т201 в следующем году. Уверен, что мне это по силам.
Полезные ссылки
- Дневник тренировок к Irontrail: http://vasylysk.ru/?p=2458
- Официальный протокол: http://services.datasport.com/2013/lauf/irontrail/
- Интервью участников журналу Newrunners: о подготовке, о результатах
- Отчет Игоря Владимирова: http://42km.ru/9879&j
- Отчет Дмитрия Ерохина: http://erokhin.blogspot.ru/2013/08/swiss-irontrail-2013-36.html
- Отчет Игоря Захарченко: Начало; ПЕРВЫЕ 100; К ФИНИШУ.
- Отчет Андрея Неверова: http://andrey-neverov.livejournal.com/2013/08/20/
- Отчет Гарыни Саблин-Яворского: http://trailrunner.ru/competitions/21-ayrontreyl-2013-t201-istoriya-odnogo-shoda.html