Эфиопия приняла христианство в IV веке, таким образом став одной из старейших стран исповедующих Христианство. Большинство туристических маршрутов проходит по многочисленным ее церквям, храмам и монастырям. Большинство этих «турпойнтов», на мой взгляд, является элементарной попыткой продать за большие деньги то, что обычный турист и даром смотреть бы не стал. Но есть и действительно интересные места.
Гондэр. Церковь Дебре Бирхан Селазье (Debre Birhan Selassie Church)
Полагают, что в Гондэре было 44 церкви и по крайней мере 7 из них построенные во времена правления Фасиледэса (император Эфиопии 1632-1667гг.). однако 23 января 1888 г. Гондэр был взят, разграблен и разорён суданскими «дервишами» лже-халифа Абдаллахи ибн-Мухаммеда. Все церкви были сожжены невежественными фанатиками.
Этой участи удалось избежать лишь церкви Дебре Бирхан Селазье (Debre Birhan Selassie Church). Если верить легенде, когда суданские солдаты подошли к воротам культового сооружения на них налетел рой пчел — фанатики в ужасе разбежались.
Церковь была основана Иязу I в 1690-х и в XVIIIст. стала наиболее значимой церковью в Гондэре: в ней были захоронены несколько царственных особ. Время постройки современного здания до сих пор точно не установлено. Первоначально сооружение было округлым по форме. Современный вид церковь приобрела в конце XVIIIв. после того как предыдущее здание было разрушено молнией.
Сегодня церковь напоминает небольшую крепость. Прямоугольное здание окруженное колоннадой напоминающей греческий портик вершает непривычная для европейских церквей соломенная крыша. Саму церковь окружает тенистый и уютный садик вокруг которого высится стена с двенадцатью небольшими башенками, которые символизируют апостолов. Здесь царит особое спокойствие и умиротворение.
Однако не смотря на то что архитектура церкви имеет и оригинальность и обаяние, наибольший интерес вызывает все же ее интерьер. Визитной карточкой церкви является ее потолок, на котором нарисованы 104 херувима. Каждый из этих ликов индивидуален. Отличаются и эмоции с которыми на тебя взирают ангелы: скорбь, умиление, грусть, тихая радость, напряженное ожидание…
Стены также разукрашены десятками различных фресок: вся южная стена посвящена в основном эпизодам из Страстей Христовых; северная стена украшена изображениями святых, а также содержит сцены масштабных исторических битв. Не смотря на идейную связность основной массы фресок возникает ощущение привнесенной эклектики. Словно над росписью церкви трудились разные мастера в разное время: вот тут есть свободное место, давайте-ка изобразим еще такую сценку? Она не очень связана с общим мотивом? Не беда.
Из сторонних сцен наибольшее внимание на себя обращают две: небольшая серия посвященная аду с колоритным изображением дьявола на южной стене и изображение плененного пророка Мухаммеда (того самого, которого нельзя рисовать: как эта церковь выжила во время налета исламистов — для меня загадка) верхом на верблюде его ведет за собой черт.
Для меня в нашем путешествии эта церковь осталась единственной, которая действительно произвела впечатление.
1. Церковь окружена уютным тенистым садиком.
2. С потолка на вас глядят десятки херувимов. Западные путеводители сравнивают их с сотней Монолиз.
3. Южная стена посвящена эпизодам из Страстей Христовых. На фото хорошо видны: Тайная вечеря, Моление о чаше, Крестный путь, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб и Воскресение.
4. Северная стена украшена изображениями святых.
5. Также на северной стене изображены различные исторические битвы. Обратите внимание на некоторую мешанину библейских и исторических персонажей. Библиейские герои имеют привычный нам европейский вид, а вот исторические личности изображены в виде эфиопов.
6. Несколько выпадающая из общей канвы колоритная фреска изображающая дьявола.
7. Справа от двери церкви фреска с изображением плененного пророка Мухаммеда. Вот, наш ответ Чемберлену!
Закрывая тему Гондэра упомяну, что в XVII-XVIII веках этот город-крепость был резиденцией императора Эфиопии Фазиладаса (Fasiladas) и его наследников. Крепость Фазил-Гебби находящаяся в центре города — вторая из основных достопримечательностей этого места.
8. Один из замков крепости Фазил-Гебби основанной в XVII в. императором Фасилидасом.
Монастырь Дебре Дамо (Debre Damo monastery)
Монастырь Дебре Дамо знаменит своей церковью VIст. а также своим необычным расположением. Изолированные от внешнего мира церковные постройки расположены на небольшом плато с отвесными каменными стенами. Площадь монастыря около 500м2.
Наверняка, то что действительно запоминается каждому туристу посетившему это место — будет способ каким они добираются до монастыря. Дело в том, что наиболее доступный способ которым можно туда попасть — это преодолеть 15 метровую отвесную стену.
На верхней точке этого подъема стоит монах который помогает взобраться туристам. Он сбрасывает сверху кожанную веревку, которой охватывается туловище. Когда лента закреплена монах начинает тянуть тушку туриста вверх. Спуск осуществляется аналогичным образом.
Этот небольшой трансфер окружен массой разводов. Водитель сказал нам, что подъем стоит 50 быр. У подножия скалы мальчик помогайка объяснил нам что 50 быр стоит подъем, еще 50 быр нужно заплатить за использование веревки, т.е. 100 быр с человека. Минут десять мы торговались. Наконец, я заплатил по 50 быр с человека (платить за веревку мне показалось совсем уж детским разводом). Как только начался подъем (я поднимался первым) подо мной образовалась голова какого-то мальчугана и начала активно толкать меня вверх. Этот неожиданный сюрприз вызвал короткий всплеск паники: ты находишься на отвесной скале и неожиданно тебя начинают толкать снизу. Веревка раскачивается. Надежной опоры под ногами нет. Того и гляди стукнишься о скалу. Тем не менее через менее чем минуту я был уже наверху. Тут же ко мне подскочил мальчишка и начал требовать 50 быр за помощь (так это была помощь!). Другой дядя предложил заплатить монаху за труды.
— Да, какого черта?! Я внизу уже отдал деньги за подъем.
— Внизу? Кому? Какому-то пацану? А, так это был мошенник. Не нужно было платить мошеннику. Ты платишь только монаху.
Тем временем парень-помогайка продолжал наседать требуя свои 50 быр. Когда поднялся Максим и мы начали подниматься по ступенькам к монастырю он и его коллега (который «помогал» подниматься моему товарищу) кричали нам в след различные ругательства.
На вершине плато мы подошли к монастырю возле которого сидел древний монах. Мы отдали ему деньги на ремонт провала за посещение церкви и он стал нашим гидом. Довольно своеобразным гидом. По английски он совершенно не говорил. Впрочем на других языка проде бы тоже. Он запустил наc в церковь, затем последовательно тыкал пальцем в разных направлениях как бы говоря: «Смотрите, мзунгу, интересно!». Для меня ничего особо интересного в церкви не было и потоптавшись по вытертому ковру минуты две мы вышли наружу. Так как 200 быр за 2 минуты осмотра крошечной церкви показалось не особо рациональной тратой, мы пошли бродить по деревушке при монастыре. В нескольких местах мы встречали выдолбленные в скале резервуары воды. На дне гнила потянутая ряской сомнительного вида жидкость.
Если верить путеводителю, сегодня в монастыре Дэбрэ-Дамо проживает около 200 монахов.
Когда пришло время спускаться нам пришлось еще раз отдать по 50 быр с человека монаху-подъемнику. Иначе он отказывался нас спускать. Отдельно попросили его обеспечить отсутствие головы-помогайки под задницей. И все же только лишь начался спуск история с непрошенной «помощью» повторилась. Почти всю дорогу от монастыря к машине нас сопровождали парни требующие денег.
9. Чтобы попасть в монастырь нужно подняться по 15-метровой отвесной скале.
10. Как думаете эта вода поднимается наверх или опускается вниз? Правильный ответ: опускается.
11. Слева людской подъемник. Справа — подъемник для грузов. Все на мышечной тяге.
12. Монах-подъемник был очень скромный и фотографировать себя запретил.
13. Дедушка-гид.
14. Благодаря такому трудному и опасному восхождению сокровища Дебре-Дамо остались нетронутыми за всю историю монастыря. В свое время он являлся важным образовательным центром эфиопской православной церкви, и собранная монахами обширная коллекция бесценных рукописей сохранились до наших дней.
15. Стены монастыря украшены незамысловатыми рисунками.
16. Когда мы ходили по деревушке при монастыре набрели на двух стариков в тенечке пьющих пиво местного приготовления. Я напросился в гости и мальчик сбегав в дом притащил огромный чайник из которого в большой пластиковый стакан налил мне мутноватую жидкость в которой плавал жмых. Ничего, в жару пошло.
Церковь Medhane Alem Adi Kasho
Как и монастырь Дебре-Дамо эта небольшая церквушка посещается во время трансфера Мекеле-Аксум. Это одна из знаменитых тиграйский церквей высеченных в скале. Прямо скажем — место на любителя.
17. Скальная церковь Medhane Alem Adi Kasho
18. Во время трансфера Мекеле-Аксум многие любят фотографировать живописные виды окрестных гор.
Островные церкви Барх-Дара.
Вот уж что нас совсем не впечатлило, так это прогулка на лодке по озеру Бахр-Дар с посещением островных церквей. За шесть часов ходу мы посетили четыре острова и увидели четыре плюс-минус одинаковых строения. Особое недоумение вызвали восторги путеводителя по поводу некоторых безликих церквей за посещение которых были заплачено по 10 долларов с носа.
19. Одна из островных церквей.
20. При некоторых монастырях монахи занимаются общественно-полезной деятельностью.
21. Некоторые монастыри обладают библиотекой старинных книг. Страницы этой книги сделаны из кожи.
22. Одна из церквей была покрыта такими вот фресками-новоделами, по стилю напоминающие росписи стен в школе средних классов.
23. Особое впечатление произвели настоящие действующие храмы Эфиопии. Толпы людей в белых плащах. Танцы. Песни. Дети и нищие. Местная религиозная жизнь обладает особой экспрессией.
Небольшое видео с танцами при храме в Гондэре.
24. Как и везде при церквях много нищих. В Гондэре некоторые из них жили в специальных домиках.
25.