Про субъективное и объективное
Объективное — это нечто присущее самому объекту. Например, этот стакан с чаем имеет температуру 50 градусов.
Субъективное — это та оценка, которую мы даем объекту. Например, этот стакан с чаем — горячий (а кто-то скажет теплый).
Объективные суждения истинны для всех людей, субъективные же, как привило, дискуссионны.
Когда мы даем субъективную оценку, она по определению не может быть объективна. Тем не менее многие и умные и образованные люди этого противоречия не замечают, если выступают сами в роли оценщиков. Сколь часто мы слышим утверждения, которые можно свести к формуле: «Это правда потому что я так считаю. А я так считаю, потому что это правда».
Про «объективность» в мире искусства
Смотрители пушкинского музея могут рассказать множество анекдотов про «ценные мнения» от экспертов в мире искусства, прогуливающихся по картинным галереям. Вот подходит степенный господин к «Красным рыбкам» Матисса. И задумчиво протягивает: «Да… Чего только не напридумывают! Такую хрень и в музее вывешивают. У меня племянница рисует не хуже. Вот раньше рисовать умели. Да-да, умели! Леонардо да Винчи, Рафаэль, этот, как его… Микеланджело. А это что?! И ведь есть дурачки, которые за это огромные деньги платят! )))». Нам, слушателям курса по истории искусства, таких историй рассказывали довольно много. И каждый раз зал снисходительно улыбался: ну, что взять с этих ограниченных и столь далеких от культуры людей? Невежество! А ведь тут Матисс!
Тем не менее, я наблюдал подобные истории во множестве с участием и образованных и умных и близких к культуре людей.
«Эта работа полное говно!» с уверенностью заявляют они. «Но почему?!» — невольно восклицает человек, которому произведение пришлось по душе. «Потому что мне она не нравится! А у меня, хочу заметить, хороший вкус!» — диагноз окончательный и пересмотру не подлежит. Более опытные дают развернутую объяснения, почему работа плоха по определению и не может нравиться людям с хорошим вкусом. При этом, как правило, чем менее человек понимает искусство, тем беднее его аргументация и тем категоричнее суждения.
Но можно ли вообще дать оценку произведению в мире искусства, которая будет объективна? Нет, нельзя, так как внутри творения человека нет независимого от наблюдателя качества, которое определяет его ценность с точки зрения искусства. Оценку всегда дает человек.
Тем не менее множество людей полагает, что: 1) такое качество есть; 2) они всегда способны это качество разглядеть; 3) существует некий эталон прекрасного; 4) этот эталон прекрасного находится внутри них самих; 5) они способны оценить работу относительно этого эталона. Как результат выносится категоричное суждение: плоха работа либо хороша.
Аргументы этих людей иногда остроумны, но всегда слабы:
- Утверждение «это плохо, потому что мне не нравится» слабый аргумент, так как из «мне не нравится» вовсе не следует «это плохо». У каждого свой вкус и кому-то нравится, а кому-то нет.
- Утверждение «это плохо, потому что это брак с технической точки зрения» слабый аргумент. Брак может быть произведением искусства и примеров можно привести довольно много: обрезанные головы, шумы, искаженные цвета, нарушенная композиция… Да, все это есть, но именно это позволило выделить нечто главное, на чем хотел акцентировать внимание зрителя автор.
- Утверждение «эта работа бессмысленна, потому что я не вижу здесь смысла» слабый аргумент. Из «я в этой работе не вижу смысла» вовсе не следует, что смысла в работе нет. Кто-то не видит, а кто-то видит.
- Утверждение «это работа бессмысленна, потому что большинство не видит здесь смысла» слабый аргумент. Довольно мало людей увидят смысл в работах Пинхасова, Марка Ротко либо Поллака. Значит ли что в этих его работах смысла нет? Не значит.
- Утверждение «это плохо, потому что эту работу осудили люди с хорошим вкусом». Из «эту работу осудили люди с хорошим вкусом» вовсе не значит, что «это плохо». Сложно будет обвинить в отсутствии хорошего вкуса, матерых критиков и художников академической живописи, которые, в начале 60-х годах позапрошлого века, в пух и прах разносили первых импрессионистов. Тем не менее время все расставило по своим местам. Сегодня ценность картин импрессионистов признана подавляющим большинством экспертов из области искусства.
Для любого не дилетанта, абсурдность подобных аргументов будет очевидна. Очевидна, когда он рассматривает их в стерильной обстановке очередного мастер-класса либо академического курса. Очевидны все эти ошибки для не дилетанта будут и в случае, когда он посмеиваясь читает напыщенную критику любимого им мастера. Но стоит только ему самому выступить оценщиком работы, которую он не понимает, как вся логика перестает работать. Вновь мы слышим: «Это говно – потому что мне не нравится!».
Вся история искусства учит нас скромности. Вкусы публики меняются. Новые течения в живописи, архитектуре, скульптуре возникают и гаснут. То что сегодня ценно, завтра может оказаться никому не нужным. И напротив, то в чем сегодня никто не видит смысла, завтра окажется ценным и значимым.
Самое важное, чему мы можем научиться изучая искусство – это быть открытыми к новым идеям и новым мнениям. Еще раз: быть открытыми!
Искусство изначально предполагает дискуссию, а не категоричность. Человек, который в мире искусства, делит все на черное и белое – ограничен. Открытый человек столкнувшись с работой, которая ему не понятна, скорее спросит у ее поклонника что тот в ней видит и попытается взглянуть на нее чужими глазами. Подобная практика вовсе не значит, что работа ему понравится, но умение так делать – очень ценная привычка, которая иногда позволяет выйти за границы собственного мировосприятия и увидеть нечто новое.