Feed on
Posts

Культобзор N7

В рубрике Культобзор я рассказываю о книгах которые прочел.

Сиддхартха Мукерджи «Царь всех болезней. Биография рака», 2010

Многоклеточные организмы – невероятно сложные творения природы. Каждая клетка имеет в них свою определенную роль и функцию. Они рождаются, функционируют, делятся и умирают подчиняясь определенным сигналам. К несчастью, любая делящаяся клетка может мутировать, и в некоторых случаях мутация превращает ее в бунтовщика. Такая клетка начинает неумеренно размножаться, игнорируя сигналы, которые приказывают ей остановиться. Она производит массу клеток — мятежников, и в этой массе возникают новые мутации — а значит, и еще более непокорные клетки. Эти клетки изобретают новые способы обойти защитные системы организма, обманом заставляют его подвести к себе новые кровеносные сосуды и безотказно снабжать кислородом и питательными веществами. Если сбой произошел в мягких тканях, на этом месте образуется опухоль. Постепенно она высасывает соки жизни из организма и в худшем случае приводит к его гибели.

Как вы поняли, речь идет про рак. Книга Мукерджи с скрупулезной детальностью рассказывает об этой болезни. Вернее, нет, эта книга скорее не про саму болезнь, а про исследование, описание и лечение ее человеком. Еще несколько тысяч лет назад, в Древнем Египте врачи описывали опухоли, вызываемые раковыми клетками. В те времена у врачей было всего два варианта отреагировать на характерные уплотнения: вырезать пораженное место либо же признать случай безнадежным и не делать ничего. Этот подход почти без каких-либо изменений сохранялся вплоть до начала XX века, когда начали появляться новые методы лечения: химиотерапия, радиотерапия, гормонотерапия и, наконец, биотерапия.

Проблема всех этих методов лечения в том, что рак кардинально отличается от любых других болезней. В случае вирусной либо бактериологической инфекции фармацевты разрабатывают лекарства, убивающие именно вирус и бактерию, но оставляющие нетронутым клетки организма хозяина. В случае же рака очень сложно провести черту между правильными клетками и клетками, давшими сбой. Поэтому любой метод лечения рака заключается в том, чтобы с помощью химии, лучей, гормонов начать в прямом смысле этого слова убивать человека. В идеальном случае лечение заканчивается тогда, когда раковые клетки уже погибли, но сам пациент пока еще жив.

Подобрать метод лечения, дозы лекарства – это тончайшее искусство, находящееся порою на грани интуиции. Дашь чуть меньше и недобитый рак вернется в виде рецидива. Дашь чуть больше и организм пациента не выдержит лечения.

Книга также рассказывает о канцерогенах (факторы окружающей среды, воздействие которых на организм повышает вероятность возникновения опухолей) и о ранней диагностике.

Однако главный акцент труда Мукерджи направлен не на описание достижений современной онкологии. Книга рассказывает об истории возникновения тех или иных методов лечения, диагностики и их влияние на медицинское сообщество и человечество в целом.

На данный момент книга переведена на несколько десятков языков и удостоена целого ряда престижных литературных наград и премий.

Обложка книги "Царь всех болезней. Биография рака"

Виктор Франкл «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере»

Эту книгу Франкл надиктовал за девять дней в 1945 году. Два с половиной года он провел в различных концентрационных лагерях и прошел через все мыслимые страдания. Но эта книга не о жизни в концлагере. У автора две цели. Одна – показать, почему одни проходят стойко через все муки и выживают, а другие сдаются и гибнут. По мнению автора, наличие осознанной цели в жизни и собственного предназначения позволяют вытерпеть и пережить многое. Если же человек не знает зачем он живет, то ему значительно сложнее найти в себе силы противостоять сверхстраданиям либо просто принять их.

Вторая цель – дать читателю идеи как найти то, что сделает жизнь человека наполненной смыслом. В мире нет единого сверхпредназначения, общего для всех людей. Каждый человек уникален и также уникально то, к чему он может со всем пылом и страстностью стремиться. Важно найти это.

Даже сами страдания могут оказаться тем, что дает человеку смысл жить дальше. К примеру, Виктор Франкл, работая чернорабочим на холоде и в грязи, вышагивая в строю на покрытых язвами ногах, принимая ругань и удары от капо – умел абстрагироваться от действительности и представлять себе, что сейчас он проходит сквозь бесценный опыт, который позже позволит ему принести ценнейшие идеи в научный мир.

Читая эту книгу, я невольно переносил идеи Франкла на свою жизнь и то, что близко мне. Я не раз своими глазами видел, как на ультра здоровые и сильные мужики садились на скамеечку и сообщали что сходят. Сходят лишь потому, что что-то пошло не так и они перестали получать удовольствие от гонки. Я видел хрупких на вид девушек, мокрых и замерзших, упрямо идущих на стертых в кровь ногах к своей цели. Что их отличает? Сила духа. Но что дает эту силу духа?

Книга не дает готовых решений, но приводит множество примеров и ставит интересные вопросы.

И, да, эта книга не о концлагере. Эта книга о человеке.


Обложка книги «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере»

Михаил Кречмар «Хроники разрушенного берега»

Меня всегда привлекали истории про силу человеческого духа. Человек попадает в казалось бы безвыходную ситуацию, но не сдается. Он борется, преодолевает себя и обстоятельства. Делает казалось бы невозможное и спасается.

Книга Кречмара – это сборник именно таких историй. Промысловики и геологи, ученые и обыкновенные туристы в результате ошибки либо катастрофы оказываются далеко от цивилизации с самым минимумом экипировки. Шансы на спасение ничтожны. Это не сложная спортивная гонка типа Тура, где для «спасения» (финиша) нужно просто следовать заранее составленному плану и где в любой момент можно сойти. Это катастрофа. Все пошло не так и нужно очень быстро придумать план действий, взвесить все За и Против и находясь на грани своих физических возможностей идти вперед, туда где мерцает довольно призрачный шанс на спасение.

Для затравки предлагаю один из рассказов книги «Ошибка на маршруте«, опубликованный в ЖЖ автора.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

«Царь-рыба» – один из центральных эпизодов книги. Здесь прослеживается явная отсылка к известному рассказу Хэмингуэя «Старик и море». Завязка обоих сюжетов схожа – рыбаку удается зацепить на крючок морское чудище, рыбину огромной величины. Далее следует напряженная борьба между человеком и его жертвой. Однако у американского писателя борьба – это, прежде всего, борьба человека с самим собой. Старик побеждает не рыбу, он побеждает себя –  не поддается слабости и старости. У Астафьева акцент этой борьбы совсем в другом: человек противостоит природе. Ярко показывается невозможность и бессмысленность этого противостояния. Погибнет природа – погибнет и человек. Чтобы выжить человек отпускает Царь-рыбу.

Жизнь в тундре и тайге. Описания быта и основ работы промысловика. Жизнь браконьеров. Хищническое, бездумное уничтожение природы и вопрос: кто ответственен за это уничтожение? Браконьер, губящий сотню рыб ради того, чтобы поймать десяток? Государство, создающее законы, которые приводят к появлению подобных браконьеров? Городские жители, к которым на стол идет эта рыба? Все мы виноваты. На всех нас лежит ответственность.

Книга глубока и многогранна. Охотничьи байки и жизненные истории пересыпаны сочными описаниями природы, практическими сведениями из жизни промысловиков, философскими рассуждениями. В чем смысл жизни? Может ли человек жить только ради себя? Даже тема сталинских репрессий поднята. При этом книга не распадается на бессвязные куски – в ней все целостно и гармонично.

Памятник «Царь-рыба» в Красноярском крае

Грэм Симсион «Проект «Рози»»

Дон Тильман, на первый взгляд, обладает всеми качествами «идеального парня»: он умен, занимает довольно высокий социальный статус, обеспечен, физически подтянут, красив, умеет и любит готовить. Однако, при всем при этом, в его отношениях с девушками постоянно что-то не складывается. Ему еще ни разу не удавалось зайти дальше первого свидания. Да и сами свидания, как правило, оканчивались полной катастрофой. В чем же причина? Дело в том, что у Дона есть одна особенность, которая затрудняет любые его социальные контакты. Он обладатель редкого заболевания – синдрома Аспергера.

Что будет если IQ обыкновенного человека повысить, но при этом почти полностью лишить его эмоций, а также способности распознавать эмоции в других людях? Получится такой человек как Дон. При разговоре ему сложно замечать шутки, намеки, разбираться в полутонах беседы и считывать любую невербальную информацию. Он все воспринимает буквально. Со стороны Дон напоминает робота-Терминатора, которого Джон Коннор пытается научить быть чуть человечнее.

В какой-то момент Дон решает, что пришла пора заняться личной жизнью всерьез и стартует проект «Жена». В его доме появляется папка, в которую будут подшиваться «дела» кандидаток. Для будущих претенденток он составляет подробнейший опросник из сотни пунктов – ведь ему нужен идеал. В его графике, расписанном по секундам, выделяется под этот проект время. И начинается отбор претенденток, напоминающий скорее выбор идеальной кофеварки либо «самого правильно в Мире пылесоса».

Книга написана очень живо, с юмором и прекрасно передает стилистические обороты людей с синдромом Аспергера, речь которых напоминает скорее цитаты из учебника по логике, нежели живое общение.

Обложка книги Грэма Симсиона "Проект «Рози»"