Feed on
Posts

Часть первая морских дневников перехода Азоры-Брест.

30 июня 2016

Во время посадки произошел курьезный случай. Брошюру с кратким описанием этого путешествия я прочитал еще год назад. Там было два новых для меня термина: embarkation и disembarkation. Уж не помню, посмотрел ли я тогда их значения в словаре. Но за последний год получая письма от информационной службы барка я каждый раз на них наталкивался и как само собой разумеющееся принимал, что Embarkation – посадка, Disembarkation – высадка. Посадка 30 июня в 17:00 на Азорских островах в городке Хорта. Высадка 13 июня в 9:00 в городе Брест (Франция).

Последний день на острове прошел довольно расслабленно. Посетив пару музеев и вкусно поужинав в одном из лучших ресторанов города (знаменитый Peter’s Sport Café) я пришел в свои апартаменты и начал собираться. Если посадка в 17:00, то Европа навряд ли отплывет ранее 19:00. Пока всех взойдут на борт. Пока всех пересчитают.

В 16:45 я был полностью готов. И тут… и тут я с ужасом понял, что не знаю точного перевода слова «embarkation». Меня прошиб холодный пот: ведь, “embarkation” может означать отплытие. До корабля идти пешком полчаса. Воображение тут же нарисовало картинку: я прихожу на причал, а моего барка нет. Или нет, я прихожу и вижу, как в полукилометре от меня, на другой стороне пирса барк, грациозно покачиваясь на волнах, неспешно выходит из гавани. Опоздать на корабль:  глупее ситуации сложно себе вообразить.

Времени на то чтобы проверить значение термина в словаре уже не было. Полчаса пешком – это пятнадцать минут бегом. Я быстро подтянул лямки рюкзака. Обхватил руками объемистый вещьмешок и побежал. Сначала дорога вела вниз к набережной, затем по набережной. С набережной я уже видел корабль с забранными парусами и гадал: он будет выходить в море используя двигатели или паруса?

Как бы то ни было ровно в 17:00 я стоял у трапа Европы. Со лба ручьем лил пот. Футболка была насквозь мокрая. Корабль же явно отчаливать не собирался.

Кто-то из команды со мной поздоровался. Потом ко мне подошли и представились еще несколько человек. Ох, уж эти имена. Мне всегда было сложно запомнить имя человека, если я совершенно ничего о нем не знаю.

Как-то незаметно меня пропустили через цепочку ответственных лиц. Девушка показала мне мою каюту и мою койку – я забросил туда свои вещи. Парень вписал мои данные в анкету и забрал паспорт. Другой парень по имени Гари сфотографировал меня. Чуть позже возле кубрика должна была появиться стенка с фотографиями всех членов команды. Под каждой фотографией будет имя. Хорошее подручное средство для тех, кто не любит раз за разом повторять: «Прости, как ты сказал, тебя зовут?»

Когда все формальности были улажены, я присоединился к вечеринке на верхней палубе. В торце прямоугольника стоял стол с чаем, кофе, лимонадом и мини-кексиками. Новички, старички (те туристы, которые сели на корабль на более раннем участке маршрута), а также постоянные члены команды неспешно перемещались в безостановочном броуновском движении: знакомились, общались, формировали и разбивали мини-группы.

Я успел познакомиться и пообщаться примерно с половиной команды. Однако больше всего сошелся и более всего общался с тремя русскоязычными: пара из Москвы и полячка. Олег и Юлия не первый раз идут под парусом. Полгода назад они плавали на барке к Антарктике. Также ходили на другом подобном корабле – «Седов», плавающим под российским флагом. Оба и Олег и Юлия крайне позитивные, дружелюбные и приятные люди.

Полячка Агнешка оказалась также крайне интересным собеседником. К тому же она красивая девушка. Удивительно. Я видел ее вчера, когда плавал на остров Пико. Несколько раз мы с нею пересекались и каждый раз у нее было эдакое хмурное, отчужденное лицо. Необщительный либо недружелюбный человек, думаешь, когда видишь такие лица.

Однако, после того как я подошел к ней, познакомился и начал общаться, она полностью преобразилась. Оказалась, что она и общительна и улыбчива.

Какое-то время мы крепко держали наш кружок-четверку и, миновав стандартную завязку разговора (кто-откуда-чем занимаешься-ходил ли ранее под парусом), перешли к более неформальному разговору с байками из личной и социальной жизни. Впрочем, через некоторое время наша четверка разбилась и мы смешались с другими мини-группками. Набрав коллекцию из двадцати имен и соответствующих им стран/городов, я понял, что моя временная память близка к переполнению. К счастью, именно в этот момент последовательно прозвучали три звонка. Что это? Сигнал к общему сбору. Капитан будет говорить Welcome-Speech.

Капитаном оказался мужчина в возрасте очень похожий на… капитана. Он рассказал, что отплываем мы завтра в девять. Сказал, что после отплытия мы будем идти вдоль островов архипелага. Предположил, что у нас довольно большие шансы увидеть китов у побережья. Также был проведен краткий инструктаж по типам сигналов принятых на корабле и правилах поведения. Окончание спича было отмечено распитием стопок коньяка.

Капитан ушел, а нас пригласили на ужин. М-м-м… не ожидал, что здесь будут кормить так вкусно и красиво. Ужин был словно из неплохого ресторана. Картошка, мясо, соус, салат. Что же, мне здесь нравится все больше!

После ужина все, кто ранее были на палубе разошлись. Кто в каюты, кто в город. Я также вышел в город и, подойдя к точке бесплатного интернета, погрузился на двадцать минут в волшебный мир Фейсбука.

Вынырнув из темного омута соцсетей, я обнаружил неподалеку от себя Агнешку. Она сидела в ресторанчике также погруженная в смартфон. Окликнул. Предложил погулять. Следующие полтора часа мы довольно мило бродили по набережной, проходящей по заповедной зоне безлюдного полуострова. Вокруг летали чайки, шумел прибой, а мы рассказывали друг другу о всякой всячине. Агнешка родилась в Польше. Детство провела в Киеве. Сейчас живет в Лондоне и учится на ученого-биолога. Под парусом ходит не в первый раз. Судя по ее рассказам, объездила уже полмира.

Вернувшись на корабль, я познакомился с теми, с кем мне предстоит делить крошечную морскую комнатушку. Когда я год назад бронировал это путешествие, у меня была возможность взять двух- четырех- и шести-местную каюту. По совету многоопытной Светы я остановил свой выбор на шестиместной – так, она сказала, я быстрее познакомлюсь с командой. К тому же каюта по большей части будет полупустая. Часть людей всегда будет на вахте.

Тогда мне подобное умозаключение показалось резонным. Теперь же меня начали терзать сильный сомнения, что мой выбор был правилен. Все мои товарищи оказались людьми в возрасте (50-60 лет). В каюте было тесно. К тому же я вспомнил про давний свой страх: оказаться в одной комнате с храпуном. Ужас! Ужас! Ужас!

Но, что есть, то есть. На тот момент в каюте было двое «моряков». Ганс из Южной Африки и Стэнли из Венесуэлы. Они показали мне, что на каждого в каюте приходится по одному выдвижному шкафчику находящемуся под кроватью и по одной полке в комоде. Удивительно, но все мои вещи тютелька в тютельку вошли в эти две емкости.

Граффити у пирса.

Обгоревший на азорском солнце я.

Барк на причале. На мачтах видны флаги Евросоюза и Нидерландов.

Флаг капитана.

Общий инструктаж.

Капитан говорит!

Корабельный пес. ))

Наш первый ужин. Вкуснятина!

Наша шестиместная каюта. Внизу под кроватями видны выдвижные полки.

Наша каюта. Впереди входная дверь. Справа от двери — гальюн.

Гальюн.

Нижняя палуба.

Poker-room.

Многочисленные награды «Европы»

Столовая на верхней палубе.

Библиотека.

Библиотека.

1 июля 2016

Первую ночь на корабле я провел плохо. Долго не мог заснуть. Ночью постоянно просыпался. Проснулся рано. Всего проспал часа четыре. И, да, в нашей каюте есть один храпун. Так что спать пришлось с берушами.

После того как я встал, мне минут двадцать пришлось ждать очереди в гальюн (когда пишу это слово – чувствую себя прожженным Морским волком). Сначала там пудрил носик Ганс (Южная Африка), затем Жан-Пьер (Франция). Я стоял у койки и гадал, как можно так долго совершать утренние процедуры. У меня на почистить зубы, помыть голову, побриться уходит всего пять минут. Ребята же плескались там как девушки. Даром, что места для плескания нет.

В семь был завтрак: шведский стол с йогуртом, набором мюслей, кашей, набором сыров, набором разных видов мяса, несколькими видами хлеба, различными вареньями, десертом. Все очень-очень вкусное и свежее.

После завтрака сходил на пристань и в последний раз зашел в Фейсбук. Полдевятого был уже на корабле.

Капитан вчера сказал, что отплываем в девять, но в девять мы не вышли. Миграционная служба задержала наши паспорта.

Виды сигналов

Пока команда ждала документы, для нас провели еще один инструктаж. На судне может быть несколько видов сигнала.

  • Один звонок – собраться на палубе текущей вахте. Как я вчера писал, все туристы (это те, кто не постоянная команда) разделены на три вахты: красная, синяя, белая. В кубрике висит расписание вахт. Пересменка каждые четыре часа.
  • Два звонка – собраться на палубе постоянной команде (не туристам).
  • Три звонка – собраться на палубе всем.

Несколько видов сирен – также на палубу. Это пожарная тревога, эвакуация либо ситуация Человек За Бортом.

Человек За Бортом

В случае ситуации Человек За Бортом, тот, кто его увидел кричит, показывает направление и держит визуальный контакт. Голова человека довольно маленький объект, который легко упустить. Человек держащий визуальный контакт не должен совершать никаких действий по спасению – это задача других членов команды. Его же задача следить за головой и постоянно показывать пальцем направление.

После сигнала Человек За Бортом все вахты собираются в строго определенных местах: красные у фок-мачты (передняя мачта), белые у грот-мачты (центральная мачта), синие у бизань-мачты (кормовая мачта). Для спасения человека могут понадобиться маневры корабля и все члены экипажа будут задействованы.

В десять часов мы наконец-то включили двигатель и отплыли. Ура! Идем на встречу, если и не приключениям, то чему-то новому и интересному.

Как только мы отошли от пирса, основная команда начала разворачивать паруса. Оказывается, это не такая простая штука. Около часа провозились, прежде чем все паруса были раскрыты. При этом несколько человек залезала то тут, то там к верхним парусам и (как я понимаю) развязывала там какие-то тесемочки. Остальные тянули либо травили лини (line handling). Туристы с воодушевлением помогали основной команде.

Теперь мы шли вперед под парусами. Все по-взрослому! Все по-настоящему!

Далее весь день мы периодически слышали три звонка и поднимались на верхнюю палубу. Кстати, теперь я полностью понимаю значение команды «Свистать всех наверх!». Дело в том, что все каюты (жилые помещения) располагаются на нижней палубе. Вместе с тем любые общие сборы проходят на верхней палубе.

Как нам объяснили, в обычной морской жизни три звонка мы будем слышать лишь в исключительных случая. Этот же день особый, так как первый и мы должны пройти ряд важных тренингов. Всего за этот день было несколько различных обучающих сессий. Расскажу о каждой из них вкратце.

Руление

Чуть позади капитанского мостика находится руль. Перед ним стоят компас и индикатор руля. Капитан либо первый помощник задают направление. Например, курс 350 градусов. Это значение нужно держать при помощи компаса. Ничего сложного. Если корабль склоняется на левый борт, даем право руля. Если корабль склоняется на правый борт даем лево руля. Склоняется корабль периодически под влиянием набегающей волны и ветра. Поэтому следить за компасом и рулить нужно постоянно. При этом необходимо помнить о том, что у корабля есть определенная инерция. В целом, нужно провести несколько часов у руля, чтобы начать чувствовать корабль.

Впередсмотрящий (Look out)

Капитанский мостик находится на корме. С него хорошо видна главная палуба. Также есть боковой обзор. Однако совершенно не видно, что находится впереди корабля. На носу находятся двое впередсмотрящих. Один наблюдает за левым бортом (portside), другой за правым бортом (starboard).
Угол обзора у впередсмотрящего 180 градусов. Для идентификации объекта используется часовая система. Строго по левую руку девять часов. Впереди двенадцать часов. Строго по правую руку три часа.
Для корабля важно вовремя идентифицировать рыбацкую лодку, стаю китов, либо человека за бортом. Если впередсмотрящий видит нечто важное, он нажимает красную кнопку. На капитанском мостике загорается сигнал и капитан либо первый помощник включают связь с впередсмотрящим. Далее может произойти следующий диалог:

— Да, добрый день!

— Добрый день! Вижу кита на двух часах.

— Спасибо. На каком расстоянии?

— Примерно пять сотен метров.

— Спасибо!

Крепление линей

На корабле стоят мачты. На мачтах находятся паруса. К каждой мачте и к каждому парусу тянутся веревки (лини). Какие-то лини предназначены для того чтобы поднимать паруса; какие-то лини предназначены для того чтобы опускать паруса; какие-то лини разворачивают паруса относительно осевой линии корабля.

Возле каждой мачты и по бокам корабля находятся точки крепления линей. Старшие члены команды могут отдать приказ выбрать либо ослабить определенный линь (у каждой есть номер). После того как работа с линем закончена его нужно закрепить.

Лезем на ванты

После обеда у нас был практический тренинг. Мы должны были научиться карабкаться вверх и вниз по снастям. На нас надели страховку и показали как переставлять ноги и перебирать руками. Я, как и старшие члены команды, полез вверх босиком. Оказалось, что это не так просто. Прямо скажем физически больно переносить весь вес своего тела на тоненькую планку.

Почти весь день мы шли между островом Пико и Сан Джорджем. Вернее, в теории шли. На практике же топтались на месте. Ветра не было. В какой-то момент капитан принял волевое решение: мы убрали паруса и пошли по курсу с двигателем.

Перед самым заходом солнца мы видели кита и дельфина. Кит проплыл метрах в двух ста от корабля и мы видели лишь его фонтанчик. Дельфина видели рядом с кораблем, но очень недолго.

Наш завтрак

Первый тренинг. Медвежонок (прозвище девушки) надевает спаскостюм.

Медвежонок и старпом показывают что делать в случае, если нам придется спасать свои жизни вне корабля.

Учимся надевать спасжилеты.

Тренинг окончен — можно расслабиться.

Готовимся к отплытию — команда поднимает паруса.

Эта огромная штука позволяет защитить корабль от ударов о бетонный пирс.

Пэм показывает как правильно рулить.

Здесь все просто. Если капитан говорит: «курс 065», то надо крутить колесо влево если цифра больше и вправо если цифра меньше.

С парусами же все значительно сложнее.

Для того чтобы поднять либо опустить паруса требуется слаженная работа всей команды.

Когда тянешь линь, нужно постоянно держать визуальный контакт с парусом.

После того как работа с линем окончена, его необходимо закрепить. Закрепить — это три раза крест накрест замотать линь вокруг деревянных ручек (не знаю как в русской терминологии, в англ. — pins). На фотографии видно, что лишь самый левый линь закрепленлиш правильно.

После того как линь закреплен, обычно еще остается порядочный кусок веревки. Ее необходимо аккуратно смотать и повесить на деревянную ручку.

Или вот так.

Укладка линей

Пока девушки работают, мужчины наблюдают и дают ценные указания.

Проходим мимо острова Пико.

Количество поднятых парусов зависит от направления и силы ветра.

Трениг «Как лазить по вантам». На мачту можно подниматься лишь со страховкой.

Каждый должен был подняться хотя бы на первую площадку.

Смельчаки забирались на вторую.

Я полез по снастям без кроссовок. Решил, что если основная команда лазит босиком, то и мне нужно приучать свои ноги.

Из туристов моему примеру никто не последовал.

По факту прохождения тренингов, с нас взяли автографы.

Вечером мы праздновали день рождения Кейт.