Часть вторая морских дневников перехода Азоры-Брест.
2 июля 2016
Вахты
Еще вчера нас всех разбили на вахты. Всего их три: голубая, белая и красная. У каждой вахты свое расписание. Например, 2-го июля, моя красная вахта дежурит с 4:00 до 8:00 и с 14:00 до 16:00.
Сегодня моя вахта с четырех утра до восьми. На мой взгляд, худшая вахта из всех. Примерно до полуночи я сидел над дневником. Еще с полчаса засыпал. А полчетвертого меня разбудили. Три часа сна – этого слишком мало.
Для каждой вахты есть свое расписание из фиксированных обязанностей. Например, в мою четырехчасовую вахту я с 4:30 до 5:00 рулевой, а с 5:30 до 6:00 я впередсмотрящий. Все остальное время просто нужно быть наготове. В любой момент может быть дана команда начать манипуляции с парусами.
Когда я зашел в кают-кампанию, там уныло дремала полуночная вахта. Им оставалось еще двадцать минут до смены. «Слабаки!» пронеслось в голове. Я вот не смотря на то, что проспал лишь четыре часа буду чувствовать себя бодрым и свежим.
Минут сорок я пил кофе и болтал с товарищами. Затем пошел рулить. Ничего особенного. Следишь за заданным курсом и время от времени поправляешь штурвал. После руления еще полчаса личной жизни. Кофе и еще раз кофе. Почитал гид моряка. Затем “look out”. Как я уже говорил, на любое дежурство всегда приписаны два человека. В этот раз моим напарником был Грант. Парень пришел с небольшим опозданием и ни слово не говоря свернулся на палубе калачиком. Что ж, значит я буду наблюдать не только за правой стороной, но и за левой. Впрочем, поспать на свежем воздухе Гранту удалось не долго. Через минут десять к нам поднялась Кристи и забрала соню ставить паруса.
С 6:00 до 8:00 у меня было два свободных часа до окончания вахты. Я думал, что в это время я смогу поработать либо почитать, но не тут-то было. Большая волна нагнала легкую тошноту, а недостаток сна – дремоту. Я, как и прошлая вахта, положил голову на скрещенные на столе руки и впал в полузабытье.
В семь очень легко позавтракал. На фоне легкого приступа морской болезни аппетита не было. И, домучив вахту, пошел спать.
Проснулся незадолго до обеда. Пообедал. Вскоре после обеда начался тренинг, посвященный работе с прямыми парусами.
Вечером наблюдал вдали огромны грузовой корабль с контейнерами. Шел он значительно быстрее нашего барка.
Как-то незаметно после тренинга пришло время ужина. После ужина сразу же пошел спать. В 23:30 меня должны были разбудить для полуночной вахты.
Список кто в какой вахте.
Вахты каждого цвета.
Работы с парусами.
Остров Сан-Жоржи. Как же все здесь красиво! Где еще увидишь, как облака в прямом смысле укутывают землю?
Фонтанчик кита вдалеке.
Один из многих виденных нами грузовых кораблей.
Тренинг Кристы «работа с прямыми парусами».
После лекции Кристы я еще с полчаса сидел с Мартайном. Он мне в деталях объяснял как работает прямой парус.
3 июля 2016
Сегодня моя вахта с полуночи до четырех утра и два обязательных дежурства: с 00:30 до 1:00 и с 3:00 до 3:30 руление. Любое дежурство всегда идет в паре с кем-то. Первое руление у меня с Акселом из Бельгии. Пока я стоял у штурвала он рассказывал мне о своих морских похождениях. Его семья владеет яхтой и с четырех лет он в море. На Европе плавает уже несколько месяцев.
В какой-то момент Аксел предложил сменить меня и посмотреть, что происходит за бортом. А там… вокруг корабля вспыхивали и гасли десятки и десятки маленьких звездочек. Словно крошечные светлячки посылали сигналы неведомо кому. Подавляющее большинство этих огоньков были именно как мерцающие светлячки, однако некоторые пятнышки светились долгим спокойным светом. А еще некоторые сверкали, словно молнии либо мини вспышки. Фантастическое зрелище! Океан жил своей жизнью.
После дежурства у руля я зашел было в кают-кампанию, но сразу же выскочил оттуда. Кто-то крикнул «Дельфины!». Человек десять собралось на носу корабля и наблюдало за игрой дельфиньей стаи. Они, то обгоняли корабль, идя параллельным курсом, то разбегались в стороны. Периодически они показывали свои спины и тут же ныряли, оставаясь возле самой поверхности воды. Минут десять стая не отставала от корабля, держась возле его носа. Потом остался лишь один дельфин. Еще минут десять он плыл одной с кораблем скоростью. Затем исчез и он.
Когда моя вахта закончилась, я тут же пошел спать. Проснулся в 9:40. Уф! Четыре часа до ночной вахты, четыре часа после – прямо скажем выспался на несколько дней вперед. Одно плохо – я пропустил завтрак. Завтрак у нас с 7:00 до 9:00. Впрочем, вскоре уже будет обед. Его начало в 13:00.
Умывшись, поднялся в кают-кампанию и какое-то время наслаждался утренним кофеем с печеньем. В это время объявили о скором начале тренинга по работе с косыми парусами. Мартайн рассказал о линях связанных с поднятием и убиранием косого паруса, затем мы все вместе отработали практическую часть. Мартайн несколько раз зычным голосом кричал: «Приближается шторм! Выбрать шкот!». Те, кто находились возле шкота, кричали: «Есть выбрать шкот!». Затем раздавалась команда: «Поднять фал!» В ответ слышалось: «Есть поднять фал!». И два человека быстро работая руками, выбирали шкот либо поднимали фал.
Два раза тренинг был приостановлен. Один раз по правому борту появились кашалоты. Несколько минут мы видели вдалеке их фонтаны и спины. Затем каждое из этих чудищ показало хвостовой плавник и исчезло. Более опытные товарищи сказали, что это означает, что они ушли на глубину. Другой раз группа Мартина разбежалась, когда по правому же борту появилась стая дельфинов. Они также были вдалеке и мы наблюдали за их появляющимися и исчезающими спинами.
Пообедав, вызвался волонтером и сменил девушку делающую look out. Наблюдая за океаном, заметил, что мимо проплывает множество медуз с парусом. Сфотографировал. Показал картинку команде. Оказалось, что это не медуза, а колония существ называемая Португальский кораблик (Portuguese man-of-war). Просто удивительно существа трех типов объединяются и строят целый город. Часть из них отвечает за питание, часть за защиту, часть за размножение. А все вместе они напоминают большую такую медузу с парусом.
После обеда команда поставила три дополнительных паруса по левому борту. Впечатляющее зрелище.
Еще один тренинг по установки прямых парусов.
Полвосьмого кашалоты по правому борту. Спины и фонтаны в двухстах метрах от корабля.
В вечернюю вахту два раза руление и look out. Ночью потрясающее звездное небо. Хорошо виден Млечный путь.
Устройство косого паруса. Это самый простой парус, для его функционирования необходимы лишь три линя!
Иногда линь оставляют без присмотра человека и развертывающийся парус сам начнет его выбирать. Но в этом случае линь нельзя оставлять как попало — образуются узлы, которые могут привести к поломке. Для того чтобы избежать узлов, линь складывают определенным образом.
Ежедневная планерка. Капитан рассказывают как мы шли последние сутки, что ожидается в ближайшие сутки и не было ли каких-либо происшествий.
Еще один тренинг по отработке пожарной ситуации.
Готовимся покинуть пылающий барк.
Португальский кораблик.
После обеда команда установила дополнительные боковые паруса.
4 июля 2016
Подъем в 7:30. Завтрак и единственное за вахту (8:00-12:00) дежурство (look out) с 9:00 до 9:30.
В 10:30-12:00 тренинг по установке косых парусом. В качестве практики несколько раз спустили и поставили main topmast staysail.
В 16:30 лекция Пенни «Основы навигации». Очень базовый уровень. Все что она рассказывает я уже знаю.
Корабль идет со скоростью 8-9 узлов курсом 045. Если вчера была только килевая качка, то сегодня довольно ощутимая бортовая качка. Время от времени через бортовые сливные дырки вливается вода и окатывает палубу.
За вахту 16:00-20:00 два раза постоял у руля и один раз делал look out. Моя следующая вахта с 4:00 до 8:00.
Общий сбор на палубе. Капитан объявил, что мы через некоторое время войдем в зону шторма. Ветер усиливается. Усиливается также бортовая качка. Вечером убрали боковые паруса. По периметру центральной палубы растянули веревочные перила. Вдоль бортов поставили сетки. Грядет что-то серьезное.
Вечера в кают-кампании проходили весело и нередко с музыкой. ))
5 июля 2016
Сегодня моя утренняя вахта с 4:00 до 8:00. На флипчарте в кают-кампании надпись: «Рекорд скорости принадлежит синей вахте: 10.4 узла». Во время моего руления максимальная скорость 10.1 узла и скорость продолжает падать. Идем на восток. Курс 065. Южный ветер. Корабль идет завалившись на левый борт. Без веревочных растяжек на палубе передвигаться было бы тяжело.
На завтрак немного каши и два тоста с арахисовым малом. После завтрака сон до 11:40.
Обед и вахта с 14:00 до 16:00. Во время look out на одиннадцати часах треугольный белый парус. Я его вижу лишь в бинокль.
В 16:30 лекция «Узлология». В рубке учились вязать различные типы морских узлов.
В 17:00 зафиксирована скорость 10.7 узла. Корабль постоянно черпает воду. Правый борт время от времени обдается волной, которая доходит до верхней палубы.
Скорость и качка усиливаются. Всем запретили выходить на палубу без страховки.
Юлия помогает по хозяйству.
Наш барк с поднятыми парусами. Красавец!
Началась сильная бортовая качка и на палубе сделали растяжки.
Идем под постоянным креном на левый борт. Связано это с тем, что мы идем под углом к ветру.
Сегодня день рождения Марка. Так как он с острова Мэн, капитан разрешил поднять флаг этого государства.
Вечером учимся вязать узлы. Корабль швыряет и чтобы не упасть приходится постоянно за что-нибудь держаться.