Feed on

Фотоальбом

Фильм о забеге

Предыстория

Идея участвовать в соревнованиях по скоростному восхождению на Эльбрус возникла, как всегда, спонтанно: Дима Ерохин рассказал вкратце об этих соревнованиях и через неделю я уже сдавал билеты на самолет в Сыктывкар и отменял свой тур по степям тундры. Возможность испытать себя и заодно побывать на большой высоте мне показалась более заманчивой.

Когда решено было ехать и билеты на самолет Москва-Мин. Воды был взят, я занялся теоретической подготовкой к восхождению на высочайшую вершину Европы. Во-первых, выяснилось, что люди, которые резко поднимаются на высоту более 3000 метров, могут испытывать так называемую горную болезнь. Которая проявляется тем интенсивнее, чем резче перепад высот и большая абсолютная высота относительно уровня моря. В особо резких формах горная болезнь может привести даже к летальному исходу.

Во-вторых, выяснилось, что Эльбрус отнюдь не безопасная гора. Ежегодно на его склонах гибнет в среднем около 20 человек. Среди основных причин: провалы в многочисленные трещины, которыми испещрены ледники укрывающие склоны горы; срывы в ледовые пропасти; потеря тропы в непогоду и последующее замерзание ночью.

Я прочел несколько десятков отчетов, как об успешных восхождениях, так и о тех, которые закончились трагически. Это дало мне некоторое представление, чего нужно опасаться на склонах, а также какой минимум экипировки жизненно необходим.

Ожидания от поездки

Разумеется, мне хотелось поставить еще одну галочку в своей биографии и покорить гору, являющуюся раскрученным брендом. Также заманчива была возможность испытать на себе действие большой высоты и возможное проявление горной болезни. Этот опыт мне был еще интересен тем, что я собирался (и собираюсь) подняться примерно на те же высоты в Гималаях и мне хотелось узнать: как мой организм реагирует на резкую смену высоты над уровнем моря.

Команда

В результате Диминой агитации в Москве сформировалась команда из трех человек: я, Дима Ерохин и Юра Сластенников. Мы все решили идти на скорость к высочайшей вершине Европы. Нужно сказать, что ни у одного из участников не было никаких оснований рассчитывать на какие-либо существенные результаты в этом состязании. Для успешного скоростного восхождения нужна была прежде всего хорошая акклиматизация на больших высотах, а также существенный опыт подобных восхождений. Как с первым так и со вторым у всех троих было плохо. Но, расскажу вкратце о каждом из участников. Дима уже имел опыт высокогорных восхождений:  в конце июля — начале августа он взошел восточную вершину Эльбруса (5621м) с севера, а чуть раньше, в конце апреля — начале мая, он совершил трекинг вокруг Аннапурны (высота в верхней точке 5416м). Юра и я опыта восхождений на высоты выше 3000м не имели. Все трое марафонцы. У Юры лучший результат на 42км 2:36, у Димы 3:11, у меня 3:29.

Слева направо: я, Дима, Юра

Позже на бочках мы познакомились с другими гораздо более опытными ребятами и тусили уже вместе.

День первый (суббота)

Прилетев в Мин. Воды я, недолго поторговавшись с одним из таксистов, договорился за 2200 рублей, что нас довезут до нужной нам точки – поляны Азау. Дорога заняла около трех часов. Приехав, мы разместились в отеле Эльтур. Тут, на высоте 2200 метров должна была пройти наша первая ночь акклиматизации. Уже когда разместились, решили, что более правильно было бы подняться повыше и переночевать в гостинице на высоте 3000 метров, чтобы последующая акклиматизация проходила легче. Впрочем, отель оказался довольно комфортным, при нем же была неплохая кафешка с довольно вкусной едой.

Плотно пообедав, мы отправились на небольшой акклиматизационный выход в сторону станции Старый Кругозор. Прошли немного: всего метро 300 по вертикали и спустились назад к гостинице.

День второй (воскресенье)

С утра мы отправились в соседний поселок Терскол брать в прокат снаряжение и закупать продукты. От Азау до нужного нам подразделения Альпиндустрии было минут 45 ходу пешком. Не спеша мы добрались до этого магазина часам к 10 и подождав немного администратора взяли недостающее снаряжение. Пока купили необходимые продукты, дошли назад до Азау, пообедали, время прошло довольно много: когда мы с рюкзаками подошли к канатке, часы показывали 3 пополудни.

От Азау до бочек ведут три канатки: первая от Азау до станции Старый Кругозор, вторая Старый Кругозор  Мир и третья Мир  Гара-Баши. Проезд на всех трех канатках оплачивается разом и стоит 600 рублей. Причем в эту стоимость включен также спуск вниз. Первые две канатки представляют из себя довольно комфортные вагончики европейского типа, а вот третья канатка — кресельного типа. Езда на ней была не из самых приятных, так как ехать пришлось в обнимку с большим рюкзаком в результате чего страховочный крепеж не был зафиксирован и я оказался висящим над пропастью на слегка покачивающемся стульчике – одно резкое движение и я бы слетел на камни.

К станции Старый Кругозор

Юра на канатке

Верхняя и последняя станция Гара-Баши находится в нескольких метрах от приюта Бочки. Последний представляет из себя ряд огромных бочек, когда-то служивших железнодорожными цистернами для нефтепродуктов, а после списания затащенных на эту высоту на ратраках и переоборудованных для боле-менее сносного проживания. В большинстве бочек находятся лишь койки, в нашей же бочке находилась также кухонка с плитой, всей необходимой посудой и большим столом, где наша компашка собиралась по вечерам.

Приют Бочки. Чуть ниже остальных бочка Асхада

Разместившись в нашем новом доме мы сделали небольшое восхождение. Я хотел было подняться до Приюта одиннадцати, но опустился туман и я решил не рисковать.

Каждый из нас, поднявшись с уровня моря до высоты 3700 всего за два дня, ждал горняшку (горную болезнь). Однако никаких неприятных ощущений ни в этот вечер, ни ночью, ни на следующее утро ни у кого не было.

День третий (понедельник)

Прежде чем описывать наш третий день, расскажу вкратце о программе соревнований.

Во вторник 21-го сентября должна была проходить квалификация. Для допуска к соревнованиям нужно было пройти дистанцию от приюта Бочки (3710м) до вершины Скал Пастухова (4800м) за 2 часа. Старт был в 11:00.

В четверг должен был проходить забег. Всего было два класса забега: классический и экстрим.

Классический маршрут проходил от приюта Бочки (высота 3710м) до западной вершины (5642м). Полная протяженность трассы — 7360 метров. Перепад высот — 1934 м. Старт у классиков в 7:00.

Экстремальный маршрут проходил от поляны Азау(высота 2400м) до западной вершины (5642м). Полная протяженность маршрута — 12200 м. Перепад высот — 3240 м.  Старт у экстремалов в 6:00.

В ходе забега также были лимиты времени. Если участник не успевал дойти до седловины к 13:00, его разворачивали назад. Также время участника не попадало в протокол, если он не успевал взойти на вершину к 14:30.

В случае непогоды в четверг, для забега был зарезервирован дополнительный день – пятница.

Теперь чуть подробнее расскажу о маршруте. Так как я бежал классику, расскажу лишь об отрезке от Бочек до вершины. В принципе все упоминающиеся ниже ориентиры видны с уровня Бочек.

Итак, Бочки – высота 3700. Это уже зона снега. От них ледяная тропа ведет к двум скальным грядам идущим параллельно друг другу. Тропа к вершине проходит между ними. На сколько я знаю, у двух этих выходов лавового потока нет официальных названий. Не официально же левая по ходу движения снизу вверх гряда называется Приют Одиннадцати из-за расположенного на ее низшей точке известного Приюта Одиннадцати (высота 4200м). Правую гряду называют Гряда Спасателей, из-за расположенных на ней двух оранжевых хижин приюта МЧС. От бочек до Приюта Одиннадцати (начальная точка обоих скальных массивов) идти минут сорок средним шагом. Вдоль скал идти минут 20. Затем тропа ведет по ледяной пустыне и приходит к Скалам Пастухова (4800м). Скалы Пастухова представляют собой скальную гряду вытянувшуюся в форме угла отрезанного от квадрата в верхней правой части. От вершины Скал Спасателей до начала Скал Пастухова идти минут 20-25. Сами Скалы Пастухова проходятся за минут 20. На квалификации я дошел до вершины Скал Пастухова за 1:44, на забеге за 2:05. До Скал Пастухова дорога тянется вверх, без существенных отклонений в стороны. После Скал тропа какое-то время также тянется вверх, затем поворачивает влево и начинается так называемая Косая Полка. Это довольно длинный и совершенно однообразный участок, который тянется вдоль восточной вершины и выводит к Седловине (5300м).

Седловина – это плоский участок расположенный между двумя вершинами. Происхождение названия, думаю, понятно – само место напоминает седло. На седловине недавно поставили хижину. Это довольно небольшое по внутренней площади сооружение округлой формы. От Седловины начинается подъем к западной вершине по весьма крутому склону. Конечной точкой маршрута является вершина, где поставлен камень с надписью и развивается флаг.

Эльбрус

Теперь можно продолжить.

Еще в воскресенье, мы познакомились с Аней, которая осталась жить в нашей бочке. С утра, позавтракав, чем Бог послал, мы двинулись на акклиматизационный выход. В планах было подняться в неспешном темпе к Скалам Пастухова. Я практически сразу же откололся от ребят, т.к. шел в своем темпе, фотографируя и делая небольшие репортажи с различных точек. Когда я дошел до вершины Гряды Спасателей, ребята уже спускались вниз. Они не дошли  до Скал Пастухова, решив не рисковать с излишне резким подъемом. Я же решил до Пастухов дойти. Однако, когда до скальной гряды оставалось уже метров 300, меня резко подкосила горняшка: заболела голова, начало тошнить, появилась крайняя слабость. Я вынужден был спуститься. В бочке Аня дала мне обезболивающее и через час мне стало лучше.

В этот день мы познакомились с еще несколькими людьми. В результате подобралась веселая и душевная компания. Вместе мы коротали время, которого было в избытке, до и между забегами. Почти все разговоры были о восхождениях и методах подготовке в различных видах спорта. Кроме меня, человека от спорта далекого, все были очень хорошо подкованы и постоянно сыпали разными географическими названиями, экипировочными терминами, названиями спортивных допингов и результатами своих достижений в различных соревнованиях.

Свободное время

День четвертый (вторник). Квалификация

В день квалификации погода была замечательная, а небо ясное. В половине 11-го все собрались на площадке перед бочками и в 11:00 был дан старт.

Эльбрус

Проверка экипировки перед квалификацией

Как мне шлось? Да, в общем-то, нормально. Я шел в своем темпе и не особо насиловал себя. Помню один момент, когда я двигаясь за Димой Ерохиным и решил его обогнать. Чуть увеличив темп и сойдя с тропы я обогнал его и встроился в вереницу альпинистов. Однако это усилие стоило мне такого напряжения, что прошло минут пять прежде чем я пришел боле-менее в себя и смог восстановить дыхание. Перенапряжение дало о себе знать и пока я пытался отдышаться мне пришлось чуть сбросить темп – Дима меня обогнал. Больше с ускорениями я решил не экспериментировать.

Вообще, должен заметить, что те вещи к которым я привык на уровне моря, на этой высоте, как оказалось, не работают. В кроссе на 12км я могу бежать в максимально возможном для себя стайерском темпе, в нужный момент ускориться, обогнать нескольких спортсменов, затем вернуться к прежнему темпу и не замедляясь восстанавливать полученную кислородную недостаточность. На высоте 4000 любое малейшее дополнительное напряжение выматывало меня морально и физически так сильно, что мне после него мне приходилось сбавлять скорость, чтобы восстановиться. Это сводило на нет все результаты от выигранного времени.

На вершине Пастухов я был в 12:44. Тем самым я уложился в нормативное время и был допущен к забегу.

Палатка судей на Скалах Пастухова

После того как я отметился у палатки судей на Пастухах, я решил пройти до Косой полки, для дополнительной акклиматизации. Однако, вновь меня скосила горняшка. Не доходя метров 100 до Косой по вертикали, я вынужден был повернуть вниз. Спускаться мне было тяжело. Существенно сложнее чем подниматься. Меня тошнило, болела голова и хотелось в туалет.

День пятый (среда)

Это был день отдыха перед забегом. Вновь бесконечные разговоры на кухонке и небольшой акклиматизационный выход: спустились вниз и не доходя до станции Мир повернули назад.

Теперь расскажу немного о той местности где мы жили. Как я уже говорил, приют Бочки  представляет из себя ряд бытовок, бывших когда-то цистернами для нефтепродуктов, а теперь служащих аскетическим пристанищем для альпинистов, перед их восхождением на вершину. Приют Бочки представляет из себя прямоугольник: по длинным сторонам которого расположены бочки, а с коротких с одной стороны – столовая, а с другой какое-то строение напоминающее ангар. Посреди этого прямоугольника находится площадка покрытая бетонными плитами. Говорят, что еще в 2001 году эта площадка была ровной – хоть в гольф играй. Сейчас она напоминает застывшие волны моря в непогоду. Приют находятся на мешанине из скал и льда из-за чего почва под ним находится в постоянном движении.

Центральная площадь приюта

Возле приюта находится стоянка ратраков, всего их было около 15 штук. Ратраки – это тракторы с широкой гусеничной подошвой. Их призвание утрамбовывать свежевыпавший снег на лыжных трассах, здесь же они занимаются частным извозом – обычно возят туристов от бочек до Скал Пастухова. А за дополнительную, довольно существенную плату, могут подбросить и до Косой.

Окромя бочек, на склонах Эльбруса расположено довольно много  частных домиков, напоминающих холодные гаражи из гофрированного железа. Как я понял, эти домики принадлежат частникам, которые купили землю и возводят на ней бочки, гаражи, хижины и даже дома для приезжих туристов.

Вокруг всех этих жилых хибарок довольно грязно. Склоны Эльбруса напоминают стихийную свалку с грудами бытовых и строительных отходов.

День шестой (четверг)

И вот, наконец, день соревнований. Мы все просыпаемся в половине шестого и начинаем готовиться. А за окном пурга. Вернее продолжается пурга. За ночь уже намело сугробы. Я одеваюсь и иду в столовою. У сидящих за утренней кашей судей настроение самое мрачное: впервые за всю историю забегов, в день соревнований непогода (а ведь уже заказан на вечер банкет, у многих куплены билеты назад). Но отбой пока не дают. До старта еще чуть больше часа и все надеются на чудо: вдруг прояснится? Хотя каждый понимает, что сегодня уже никто никуда не побежит.

Между тем, мы узнаем о ЧП. В пять часов к судьям пришли три азербайджанца и сообщили, что их товарищ никого не предупредив ночью ушел на восхождение. Это в такую-то погоду! Часть судей взяли ратрак и поехали возвращать беглеца. Оказалось, что к этому времени уже успел провалиться в трещину. Слава Богу, все обошлось. Видимо, этот странный поступок был вызван одним из проявлений горной болезни. Когда я читал многочисленные разборы несчастных случаев, я не раз встречал описания людей, которые с иррациональной настойчивостью лезли в гору тогда, когда нужно было срочно спускаться вниз.

Так как официально забег не переносится, мы идем в бочку и натягиваем на себя снаряжение. В пол седьмого мы готовы к восхождению и собираемся на площадке перед бочками. Метель продолжает бушевать. И вот главный судья объявляет, что забег переносится на следующий день. Можно идти раздеваться и опять завалиться спать. Сложная ситуация у поляков – у них уже взяты обратные билеты на этот день. Кшиштоф, один из поляков, уезжает менять билеты.

В этот день мы делаем небольшой акклиматизационный выход, а все остальное время ведем те же бесконечные разговоры о спорте и походах. После обеда, я для разминки скатал на нашей центральной площади снежную бабу. Вдохновившись моим примером, мои коллеги рядышком воздвигли снежного альпиниста.

Снежная баба

Снежный альпинист

День седьмой (пятница). Соревнования

И вновь мы просыпаемся в пол шестого. Вновь спросонья натягиваем на себя термобелье, куртки и кипятим воду для чая. А за окном чистое, пока еще звездное небо. Рассвета даже пока не видно. Но каждый из нас понимает, что сегодня забег состоится.

Позавтракав, мы натягиваем на себя кошки, бахилы, шарфики, наводим последний марафет и выходим на площадку. Там уже царит радостное оживление. Кто-то узнает необходимую информацию у судей, кто-то разминается, многие просто общаются в ожидании старта. И вот наконец 7:00 и Николай (главный судья) объявляет старт. Многие, зная что находятся в фокусе камер стартуют бегом очень технично и быстро орудуя трекинговыми палками. К сожалению, долго поддерживать такой темп невозможно.

Через 4 минуты после старта у меня слетает с ноги кошка. Я отхожу в сторонку и в течении пяти минут натягиваю ее. Мимо меня проходят участники соревнований, которые стартовали за мной. Когда кошка вновь плотно зафиксирована на моем ботинке, последний участник находится уже метрах в 200 от меня. Пожалуй, это был решающий момент в забеге для меня: я понимаю, что последнего участника уже не догоню, так как еще на квалификации понял, что идти быстрее среднего темпа и сколько-нибудь ускоряться мне не по силам.

Это сразу изменило мое отношение к забегу. Так как я уже выпал из соревнований и мог прийти лишь последним, у меня не было смысла насиловать себя и напрягаться чтобы идти быстрее. Я решил идти как турист, у которого есть одна цель: взойти на гору. Временами я даже останавливался, чтобы заснять некоторые интересные кадры. У палатки судей на пастухах я отметился лишь в 9:05, т.е. на этот момент ухудшил свой результат по сравнению с квалификацией на 20 минут.

Однако, через некоторое время даже цель просто взойти на гору мне показалась почти невыполнимой. Шел я очень медленно. Темп был такой: я делал несколько шагов, затем останавливался чтобы отдышаться секунд на 15-30. Однако даже такой черепаший шаг требовал от меня большого физического и морального напряжения. К тому же где-то после Пастухов у меня начали замерзать руки. Это было не только неприятно, но и опасно. В отличии от соревнований на уровне моря, где почувствовав себя плохо ты всегда можешь быстро выйти из игры, на высоте это невозможно. Впрочем, в районе начала Косой правая рука освещаемая солнцем немного согрелась, а на левую я нашел на тропе верхонку и проблемы с руками были решены.

Идти же по прежнему было тяжело. Где-то на середине косой меня нагнала Маша Хитрикова – знаменитость этих гонок. В свои 20 лет она шла ни больше ни меньше – в классе экстрим! Чуть обогнав меня и видя как мне плохо, она сказала что-то ободряющее и предложила идти вместе. У меня не было сил даже ответить. Я просто пристроился за ней и постарался держать ее темп. Маша делала шагов 30-40 затем секунд двадцать, опершись на палки, восстанавливала дыхание. Я шел в таком темпе минут пять-семь. Затем все же отстал: темп для меня был непосильный. Впрочем, за эти семь минут я прошел довольно много и у меня появилось ощущение, что до вершины я все же смогу дойти.

Второй раз я встретил Машу уже подходя к Седловине – она уже спускалась с вершины. Вновь сказала мне ободряющее:  «Давай! Давай!». Улыбнулась и исчезла также быстро как и появилась. Я между тем дошел до Седловины. Наконец-то бесконечный и совершенно однообразный подъем Косой полки сменился тропинкой вьющейся по плоскости между камней. Теперь можно было не останавливаясь идти ровным шагом. Шел я медленно, но шел!

В 11:53 я подошел к судьям стоявшим на Седловине. Оказалось, что успел я вовремя. Через 7 минут трасса для соревнующихся закрывалась и всех последующих альпинистов пришедших в эту точку разворачивали назад. К этому времени, я умудрился кого-то даже обогнать и был уже не последним.

За Седловиной начинался очень крутой подъем на западную вершину.  В последствии мне показалось, что подъем был относительно небольшой. Однако с Седловины, бугор западной вершины выглядел как гора уходящая в небо. Сил уже почти не было. В момент когда я лежал и пытался прийти в себя, ко мне подошел Юра – выглядел он довольно бодро. Мой товарищ поднял меня, угостил чаем и сказал, что до вершины осталось совсем немного. Я прошел еще метров двести и вновь присел на бугорок. Некоторое время меня выворачивало наизнанку: весь чай, который я выпил на восхождении, вышел наружу. Немного оклемавшись, я поковылял вверх. Наконец, крайне крутой подъем закончился и начался подъем пологий. Тут я встретил Диму, он тоже сказал, что осталось совсем немного. Да я и сам это почувствовал. Появились силы и я бодро зашагал вверх. Наконец, я увидел вершину. Я ее узнал по развивающемуся флагу и судьям, которые призывающе махали руками: давай, дескать, иди! Сделав решающее усилие, я чуть ли не бегом взошел к финишу.

Камня на вершине я коснулся в 13:16, т.е. спустя 6 часов 16 минут после старта.

На вершине

На радость и осмотр пейзажа с вершины Европы у меня уже не было сил. Я был совершенно опустошен. Достал фотоаппарат и механически сделал снимки камня с табличкой флага и на видео снял панораму. Теперь можно было спускаться.

Оставив судей, которые уже собирали палатку, я двинулся вниз. Подойдя к тому крутому подъему, который дался мне с таким трудом, я обнаружил, что он превратился в еще более крутой спуск. Это был склон с углом наклона градусов 40, по которому проходила довольно узенькая тропка. Если оступиться и провалиться в эту пропасть, то шансов остаться живым и невредимым было очень мало. Я вслух отметил этот момент в довольно ярких выражениях (рядом со мной спускался парень пришедший на вершину последним) и сделав пару шагов оступился и начал с очень быстро возрастающей скоростью проваливаться в пропасть. Внизу было метров 250 спуска по вертикали, который заканчивался камнями. Я лежал на спине и скользил вниз ногами вперед. Инстинктивно я начал оттормаживаться кошками, втыкая пятки в ледяной наст. Лед был плотный, кошки скользили и скорость моего падения становилась все выше и выше. Но мне повезло: пролетев метров тридцать, на поем пути попалась полоска рыхлого снега метров 10 шириной. Я ударил по ней пятками и у самой ее кромки, за которой начинался лед, остановился. Слава, парень который спускался со мной, что-то мне крикнули и я помахал палкой – дескать, живой. Минуту я лежал приходя в себя от пережитого шока, затем начал думать как мне выбраться назад на тропу. О том, чтобы встать на ноги, не могло быть и речи – склон был слишком крутой. Совершать какие-то маневры, как-то перевернуться на живот, чтобы более надежно зацепиться носками за склон, также было опасно. Я лежал на спасительной кромке снега за которой начиналась смерть. Одно неосторожное движение, и я полечу вниз на камни. Минут пять я лежал прикидывая разные варианты, затем не найдя ничего лучше, я начал двигаться по траверсу вбок, в сторону тропы. Я зарубился в снег обоими локтями и зубьями кошек на пятках. Сначала я слегка отставлял правую ногу сантиметров на пять в сторону и делал новую зарубку, затем перемещал пятую точку в сторону и зарубался чуть правее правым локтем. Те же действия я повторял с левой ногой и рукой. Таким образом я черепашьим темпом полз вдоль склона. Метров через двадцать началась каменная гряда и я смог наконец встать на ноги и держась за камни дойти до тропы, которая спускалась вплотную к каменной гряде.

На Седловине меня встретили судьи. Они дали мне выпить какой-то порошок, который улучшает абсорбцию кислорода организмом и дальше мы пошли вместе. Спускался я тяжело. Болела голова и меня тошнило. В какой-то момент я увидел бурый снег окрашенный блевотиной и организм среагировал молниеносно: меня скрючило и минуты три рвало чаем. Шел я очень медленно.

У подножия Скал Пастухова я вместе с судьями сел в ратрак и спустя минут 25 минут был на бочках. А там работа кипела вовсю: лагерь сворачивался. Организаторы договорились с менеджерами канатной дороги и для того чтобы спустить наш лагерь ее должны были включить примерно через час после спуска судей. За час мы быстренько собрали вещи и еще через час уже были внизу на поляне Азау. Там через некоторое время началась церемония награждения, а затем праздничный банкет. Из нашей бочки двое стали призерами: Оксана заняла первое место среди женщин в классике, а Олег занял второе место среди мужчин также в классике.

Маша, как я узнал, не получила первое место среди женщин в экстриме, на которое она рассчитывала, и стала второй.

Оксана

День восьмой (суббота)

В этот день я с утреца не спеша сходил в Альпиндустрию и сдал снаряжение. Позавтракал. А затем пошел осматривать местную достопримечательность – водопад Девичьи Косы. Чтобы прийти к нему, нужно было часа два идти по дороге, серпантином взбиравшейся в гору. По дороге передо мной раскинулась сочная, яркая, щедрая и величественная природа приэльбрусья. До водопада я шел часа четыре, иногда присаживаясь у обочины дороги и наслаждаясь этой красотой и этим воздухом.

Сам водопад оказался гораздо интереснее чем я себе его представлял. Во-первых, он оказался довольно большим. Во-вторых, он действительно напоминал распущенные девичьи косы.

Лавовые выходы

Пастбище

Водопад Девичьи косы

Спуск у меня занял часа полтора. Я поужинал и завалился спать. На следующий день рано утром меня должна была забрать машина в аэропорт Минеральные Воды.

День девятый (воскресенье)

Домой я добрался без проблем. Что правда, прилетев в Москву я тут же растерял свое умиротворенное настроение и стоя в бесконечной пробке на Ленинградке, по дороге из Шереметьево, я внутренне проклинал этот город, мера и себя за то что не пересел на аэроэкспресс.

Результаты

24 сентября я взошел на западную вершину Эльбруса (5642м) от приюта Бочки (3700м) за 6 часов 16 минут. Время Димы: 05:42:15. Юра зашел за 04:37:36.

Бюджет

Авиабилет Москва- Мин воды: 5600 руб

Авиабилет Мин воды-Москва: 5600 руб

Трансфер Мин воды-Терескол 2200руб на троих или 730 руб с носа

Трансфер Терескол-Мин воды: я присоединился к заказанной машине и заплатил 600 руб

Жилье в приюте бочки 500руб/ночь, 5 ночей = 2500руб

Питание на приюте бочки (столовался с судьями) 2500руб

Питание на приюте бочки (закупка доп продуктов) 1200 руб

Ночевка в Эльтуре 1800 за 2-х местный с доп местом на троих или 600руб (1 ночь)

Ночевка в местной гостинице: договорился за 400 руб (1 ночь)

Еда вне бочек средний счет в ресторане за обед 350 руб, завтрак/ужин 250руб

Проезд на трех канатках от Азау до Бочек в обе стороны: 600руб

Плата за проход на территорию Эльбрусского заповедника: 1000руб

Прокат снаряжения 5 дней[трекинговые палки: 150руб/день, кошки: 150руб/день]: 1500руб

Стоимость участия в соревнованиях: 1500руб

Всего было потрачено 33000тыс рублей

Критический разбор взятого (и не взятого) снаряжения

Туристические коврики мы взяли, но они нам так и не понадобились – на бочках в них не было необходимости

Спальник: в принципе, тоже можно было бы обойтись и без них, но мне было неприятно укрываться теми одеялами которые там были и я пользовался своих спальником

Пластиковые альпинистские ботинки: в прокате такие ботинки стоят 300руб/день, если покупать, то придется выложить около 15000руб. При этом следует учитывать что подобные ботики довольно специфичны и не подойдут для обычного трекинга. Перед поездкой мне не хотелось ни покупать такие дорогие и по сути ненужные мне ботинки ни оплачивать их недешевый прокат. Я решил схитрить и идти в своих легких трекинговых ботинках купив самые дорогие теплые носки. Сразу скажу, идея провалилась. Основная проблема моих ботинок была в том, что они были тесные. Т.е. на обычный спортивный носок – в самый раз. Но когда я одел толстый Lorpen  для экспедиций, пальцы ног стало пережимать и они мерзли. Учитывая, что время высотного восхождения (при температурах с учетом ветрового коэффициента около -40С) могло занять часов шесть – такой вариант был опасен. Сейчас, с оглядкой на прошедшее, при моей скорости и неопытности, я бы все же брал ботинки в прокате. Ноги стоят дороже. Тогда же меня спасло то, что в самый последний момент один из моих коллег по восхождению решил идти на легке и отдал мне свои теплые бахилы. Эти бахилы с утеплителем и полностью укутывали ногу. Они здорово защищали ногу от ветра и заметно грели. Да, еще, как вариант, купить такие супербахилы.

Кошки. Без них на горе делать нечего. Их я брал в прокате.

Трекинговые палки. Не знаю чтобы я без них делал. Обычно в горах я хожу без них. Но на этом маршруте они действительно были нужны. Во-первых, работая руками, я помогал себе идти. Во-вторых, восстанавливая дыхания я опирался на палки (фактически ложился на них).

Перчатки. У меня были обычные перчатки для лыжников. Они довольно холодные и для восхождения не подходят. Как вариант можно было купить теплые верхонки – это такие ветронипроницаемые пуховые варежки, которые можно надеть поверх обычных перчаток. Однако, мне опять же, жалко было тратить 2500 рублей на вещь, которая понадобится мне лишь один раз. Я купил тонкие флисовые перчатки и решил, что если на эти перчатки надену еще и лыжные, то особо не замерзну. Эта идея провалилась. Мои руки мерзли. Спасло меня лишь то, что на подъеме я в самый критический момент нашел верхонку на левую руку (которая была в тени и потому мерзла особенно). С этой варежкой мне стало боле-менее комфортно. С оглядкой на этот опыт, я настоятельно рекомендую позаботиться о теплых перчатках/варежках. Опять же, руки дороже.

Из остальной одежды опишу лишь то, в чем я был одет на восхождении: термобелье (низ и верх), теплые ветрозащитные штаны, флиска, ветрозащитная куртка с капюшоном, шапка, балаклава. В рюкзаке за плечами у меня была еще пуховка, но она не понадобилась. Так как я постоянно двигался холода я не испытывал, даже расстегивал время от времени куртку.

Вообще восхождение в гору — это постоянное одевание-раздевание. Когда идешь вверх начинаешь скидывать с себя одежду. Когда останавливаешься или спускаешься вниз одеваешься. В плане Эльбруса еще был фактор высоты. С каждой сотней метров по вертикали вверх температура падает на один градус Цельсия вниз.

Большой рюкзак на 80 литров и маленький рюкзак на 15-20 литров. Большой используется как чемодан для переезда, а с маленький нужен для восхождения, чтобы спрятать туда чай и дополнительную одежду.

Очки. У меня были хорошо прилегающие очки без дополнительных шторок с защитным фактором 4. Глаза слегка болели – но это можно списать на горную болезнь. Особых проблем я не испытывал. Очки при восхождении обязательны. Замечу, что одна девочка из нашей команды ближе к седловине временно потеряла зрение. Как сказал врач на седловине из-за легкого обморожения. После спуска вниз, зрение через несколько дней восстановилось.

Фонарик. Термос(а). Сидушка. Крем солнцезащитный. Туалетная бумага. 🙂

Некоторая полезная информация

Сайт соревнований

Маршрут забега 2010: http://www.elbrusrace.com/index.php/ru/elbrus-race-2010/2010-05-11-11-09-02

Программа соревнований 2010: http://www.elbrusrace.com/index.php/ru/elbrus-race-2010/2010-05-11-11-09-31

Аренда жилья

На приюте Бочки (высота 3700м) рекомендую бочку Асхада. Она стоит особняком от остальных бочек и гораздо более комфортная внутри: в ней есть большой стол для тусни и кухня с плитой и всем необходимым кухонным инвентарем. Мы платили за место 500р. Бочки приюта гораздо менее комфортные и стоят 650 рублей.

Телефон Асхада: 8 928 714-0352

На поляне Азау я рекомендую Эльтур. Там недорого и есть вкусная кафешка.

Также довольно много гостиниц в поселке Терскол, а местные бабушки предлагают аренду квартир.

Трасфер (такси)

За трансфер Мин воды — Терскол я договаривался за 2200 рублей. Назад можно доехать и за 1800 рублей (если поторговаться).

Некоторые телефоны местных

Геннадий Николаевич: 8(928)3614250

Ибрагим: 8 928 717 3142

Шошман: 8 928 704 2930

Владимир: 8 928 968 7632

Прокат снаряжения

Я арендовал в Альпиндустрии (находится рядом с Терсколом)

Еще мне порекомендовали прокат у Росина (8 928 720 2454). У него цены пониже. Этим вариантом я не пользовался, т.к. узнал о нем когда уже был на бочках.

Осмотр достопримечательностей

Рекомендую сходить на водопад Девичьи Косы. Там водопадов с таким названием три штуки. Я был на том, дорога на который находится возле окончания поселка Терскол по дороге к поляне Азау. Найти ее можно поспрошав местных. За водопадом находится метеостанция и ледовая база. Говорят тоже стоит сходить. Но эти турпойнты я ниасилил.

Карты

Разбор несчастных случаев (дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих)
* http://www.tkg.org.ua/node/3662
* http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/1996n3/p46-48.htm
* http://www.geocaching.su/?pn=267

• Юрий Сластенников

Серьезно, основательно все расписал:) Есть несколько несущественных неточностей, не влияющих на общую картину (к примеру время квалификации у тебя стоит 1:44, а не 1:46, высота Азау 2300 а не 2400, после седловины я тебя не поднимал, ты сам встал:))
    По прочтении у мнея образовалось нехорошее ощущение, что это мой чай был отторгнут твоим организмом, хотя в нем кроме лимона и сахара ничего не было:) Вот, кстати, и Аня после моего чая зрение потеряла, от хде засада!:)

• Vasylysk

Юра, спасибо! Ты знаешь мой результат лучше чем я сам!
    По поводу высоты Азау. Я брал высоту из положения: http://www.elbrusrace.com/index.php/ru/elbrus-race-2010/regulations2010
    Там стоит цифра 2400м.
    А чай был суперский. К сожалению, мой организм был на столько шокирован высотой, что не мог принимать совершенно ничего. 🙁

• Олег Левченко

Мда, дорогой!! Есть повод задуматься над жизненными ценностями!! Тебя теперь наверное тяжело будет чем либо удивить! Молодец!

• yola

Читал со ужасом…
    Тебе несколько раз крупно повезло — при менее благоприятных обстоятельствах дело могло обернуться совсем плохо.
    Если еще раз соберешься в серьезные горы — подумай о том, чтобы как-то приобрести начальные знания и навыки альпинизма.