Feed on
Posts

Эмейшань

Эмейшань, краткая справка

Эмэйшань наряду с Путошань, Утайшань и Цзюхуашань является одной из четырёх священных гор китайских буддистов. В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия.

В первом веке нашей эры на горе был построен первый буддистский храм Китая. К середине XX-го века на вершине горы было более ста храмов, большинство из которых сильно пострадали в период Культурной революции. В настоящее время вновь открыто более 20 храмов, большинство из которых находятся в плачевном состоянии.

В принципе внимания заслуживают лишь два храма: Храм Цзиньдинсы, находящийся на самой вершине на высоте 3077 метров и Wannian Temple — они хорошо восстановлены и очень красивы. Остальные храмы довольно однообразны.

Начиная с VI века гора является целью паломничества китайских буддистов. В последние годы количество как туристов, так и паломников резко возросло. Многие храмы зарабатывают деньги на реконструкцию, сдавая комнаты и предлагая пропитание туристам. На вершину ведёт канатная дорога и две тропы, которые часто превращаются в непрерывный поток туристов и паломников.

Трекинг Эмейшани

К подножию Эмейшаня мы добирались из Лешаня. Минут сорок автобус вез нас до местечка Эмей, затем еще минут двадцать мы ехали на такси до деревеньки Багуо.

Хостел Teddy Bear, где мы остановились — культовое место. Именно здесь встречаются все бекпекеры идущие на гору. В этом гостеприимном жилище с пристроенным ресторанчиком можно бесплатно оставить на хранение вещи, умыться, перекусить, а также безвозмездно взять карту трека.

Потратив час на обед и сборы я налегке вышел в путь. Моя первая цель — храм Baoguo. Если верить карте, от него начиналась трекинговая тропа извилистыми петлями тянувшаяся к вершине. Как мне сказали в хостеле, до храма было минут десять-пятнадцать ходу. Однако, из-за небольшого недоразумения, мне понадобилось около часа чтобы до него добраться.

Обычно, чтобы выяснить как дойти до того или иного места я спрашиваю дорогу у трех человек. Если все три говорят одно и тоже, значит направление верное. Так я поступил и в этот раз. Три низеньких китайца следя за моим пальцем, которым я тыкал в нарисованные на карте входные ворота нацпарка, махали в сторону стоявшего на возвышении храма — вон там дескать. Каково же было мое удивление, когда дойдя до храма, я обнаружил, что теперь, в ответ на тот же вопрос, все показывают в ту сторону откуда я пришел. Что ж, видимо проскочил. Возвращаясь назад я еще раз несколько раз показывал местным карту и всякий раз они указывали в сторону хостела. Дойдя до начальной точки своего пути, я вновь спросил направление и с некоторым чувством дежавю проследил за пальцем пришедшего мне на помощь старичка, который уверенно показывал на храм, откуда я только что пришел. Что за мистика?

Причину своего бесполезного хождения туда-назад я узнал чуть позднее. Оказалось, что главные ворота в нацпарк находятся по одну сторону от хостела, а начало трека по другую. Когда я тыкал пальцем в эти ворота на карте, часть прохожих показывало мне где они находятся, другие же жители деревни, полагали что мне нужны не ворота, а трекинговая тропа и показывали в противоположную сторону.

1. Небольшой храм по дороге к трекинговой тропе.

Потеряв много времени, я наконец-то вышел к храму, который был обозначен у меня на карте. Теперь нужно было найти начало трека. От храма вела широкая проезжая дорога, поросшая по сторонам молодым бамбуком. По ней я дошел до ряда строящихся зданий и вновь начал спрашивать местных. После ряда не желающих общаться молчунов, мне встретилась группа китайских туристов которые как раз шли к началу трека. К ним я и примкнул.

Разговорились. Я рассказал, что на трекинг у меня отведен лишь сегодняшний и завтрашний день. Китайская девушка, единственная из группы говорившая на английском, сказала что это не возможно: на то чтобы пройти весь трек нужно не менее трех дней и если я очень сильно потороплюсь, то к завтрашнему вечеру мне удастся дойти до вершины.

Спустя десять минут мы, миновав какие-то дворы и подворотни, вышли-таки на тропу. Здесь я попрощался с моими попутчиками и двинулся в своем темпе вперед. Часы показывали 16:15.

2. От первого храма вела широкая проезжая дорога.

Забегая наперед скажу, что почти весь трек я прошел к концу следующего дня. Что правда, идти пришлось весь день с шести утра и до восьми вечера. До восхода и после захода я пользовался фонариком.

3. Карта моего маршрута.

Поначалу тропа вела по обычному лесу. В котором то тут то там по сторонам стояли невзрачные домики с примкнувшими к ним харчевнями под навесом. Уже вечерело и эти мини-ресторанчики были закрыты. Встречные туристы попадались редко.

4. Мини-ресторанчик у дороги.

Часам к пяти я вышел к какому-то порталу. Пройдя его, я вклинился в плотный встречный поток китайский туристов. Дело в том, что в этом месте к тропе подходила автотрасса и судя по всему тургруппы, приехавшие днем на однодневный трекинг, сейчас возвращались к своим автобусам.

Многие китайцы шли с разноцветными бейджиками, на которых был напечатан номер. Судя по максимальным номерам группы были не маленькие — до двухсот человек.

5. Портал у автостанции.

6. Пронумерованные китайцы

Постепенно бурный поток туристов стал редеть и наконец вновь стало пустынно. Я продолжал быстро двигаться вперед.

7. Моя тропа.

В 18:00 я вышел к Niuxin Pavilion. Довольно милое место с храмами, мостиками и красивой галереей скульптур расположенных вдоль скалистого уступа у трекинговой тропы. Позже, спускаясь с горы, я вновь буду проходить это место.

8. Niuxin Pavilion

9. Niuxin Pavilion. На ограде храма многочисленные замочки с красными ленточками.

В 18:50 я вышел к Wannian Temple — один из наиболее живописных монастырей на маршруте. Минут десять я бродил по его дворикам, затем узнал про ночлег. Оказалось, что в этом милом месте можно остановиться всего за 20 юаней (4 доллара).

Поколебавшись, я все же решил идти дальше. Еще не полностью опустилась ночь и сил было хоть отбавляй. Останься я здесь, мне пришлось бы еще как часа три чем-то себя занимать.

10. Портал ведущий в Wannian Temple.

11. Один из храмов монастыря

12.

13.

14. Остановиться в Wannian Temple можно было с комфортом: здесь были даже столы для пинг-понга.

В 19:30 стало совершенно темно и я включил фонарик. Было приятно идти одному среди молчаливого леса не зная что будет там, за очередным поворотом. Впрочем шел я быстро, очень не хотелось оказавшись у следующего монастыря поприветствовать лишь закрытые на ночь ворота — при всей моей любви к приключениям, заночевать в лесу желания не было ни малейшего.

Между тем вдоль тропы начали появляться таблички призывающие туристов быть осторожнее: в этих местах на тропу могут выходить опасные дикие обезьяны. Мне вспомнилось, как однажды в Индии в одном из ресторанов мне не разрешили занять столик находившийся на крыше — был вечер и хозяин сказал, что в это время макаки становятся особенно наглыми и агрессивными. Состояние расслабленной беззаботности сменилось некоторой настороженностью. И тут я неожиданно увидел впереди… какого-то человека или даже группу. Человек стоял не на самой тропе, а сбоку чуть за деревьями. Он держал в руках что-то светящееся, видимо мобильный. Я замер. Огонек тут же исчез. Затем снова мелькнул чуть в стороне. Этот кто-то заметил меня и ждал притаившись за деревом.
Я слегка замедлил шаг и стал следить за направлением где скрылся неизвестный. Когда я поравнялся с тем местом где последний раз мелькнул огонек, луч моего фонаря выхватил из темноты нечеткий силуэт… кошки. Последняя сидела на пенечке и мигала отсвечивающимися в свете фонаря глазами.

15. Предупреждения на треке: не дразните диких обезьян — они могут напасть на вас.

В 19:45 я вышел к месту обозначенному на карте как Xixin Palace. К счастью ворота были еще открыты. В небольшой коморке подле входа меня встретила привратница. Она показала несколько комнат и я выбрал одну из них стоимостью 60 юаней. Комната предполагала трех постояльцев, но я ночевал в ней один.

Еще когда привратница показывала мне комнаты, я спросил ее где тут можно перекусить — я еще не ужинал и был после четырехчасового восхождения был голоден. Привратница извинилась и сказала что, к сожалению, столовой у них нет. Видимо, вид у меня был очень расстроенный, потому что когда я уже ложился спать, в дверь постучали. Когда я открыл, то увидел перед собой ту же женщину — она с поклоном протягивала мне мункейк (местное лакомство в виде пирога с орехами, инжиром, травами). Я попробовал было дать ей денег, но женщина наотрез отказалась.

Тщательно проштудировав трек и составив план на завтра, я лег спать в 22:30.

16. Моя комната.

Проснулся я в 5:30. Быстро умылся, собрался и через 20 минут уже выходил из ворот этого гостеприимного места. По моему плану, в час дня я должен был выйти к вершине.

В 6:15 забрезжил робкий рассвет, а уже в 6:30 я выключил фонарик.

Шлось легко. Хотя погода не баловала. Накрапывал мелкий дождик и я то входил то выходил из очередной полосы тумана.

17. Утро было туманное.

В 7:30 мне на пути попалась придорожная кафешка, где я относительно вкусно и ужасно дорого позавтракал.

18. Мой завтрак.

После завтрака я уже без остановок двигался к вершине. Каждые 40-50 минут на пути встречался монастырь. Некоторые из них тропа не огибала, а пронзала насквозь.

19. Монастырь Elephant Bathing Pool.

Пока шел, я не переставал удивляться качеству и ухоженности тропы. Весь трекинговый путь (более 100 километров) был выложен каменными плитами. Когда сбоку от тропы был обрыв, вдоль пути тянулась оградка имитирующая натуральное дерево. То есть каждый столбик, каждая перекладинка была сделана как ствол дерева с сучками, спилами, корой.

Невольно вспоминались наши нацпарки. Все таки китайцы молодцы.

20. Вся тропа растянувшаяся более чем на сто километров выглядит вот так.

21.

22. Ограда имитирует натуральное дерево.

23.

24. Очередная полоса тумана.

25. В местах где возможны были оползни, дорога была дополнительно укреплена.

Время от времени на моем пути встречались носильщики. Они шли либо вверх либо вниз, в зависимости от того к какой автостанции был ближе ресторанчик, к которому они следовали.

26. Вес груза у каждого носильщика доходил до пятидесяти килограммов. Тем не мене двигались они довольно быстро.

27.

28. Довольно часто тропа пересекает такие вот шале. Иногда возле них была какая-то торговля. Иногда они стояли пустыми.

29. Придорожная торговля. Наиболее популярные товары чай и грибы. Из грибов заваривается какой-то напиток.

30. Грибной чай можно продегустировать.

31.

32. Кроме грибов здесь можно купить вездесущие в Китае кроксы. Разумеется, made in china.

33. Ну, и наконец, можно купить палку от обезьян.

34. На самом деле такую палку можно использовать лишь как альпеншток. Воевать с обезьянами этим оружием, я думаю, не решится даже очень глупый турист.

Уже неподалеку от вершины мне наконец-то встретилась группа макак. Вообще обезьянки — это отдельная достопримечательность этой горы. Каждый путеводитель упоминает о них и на разные лады ведет дискуссию, стоит ли их кормить. Впрочем, все сходятся во мнении, что дразнить их точно не стоит.

35.

36.

37.

38. Скрытая клочьями тумана вершина.

39. Свастика на одном из храмов.

Ровно в 12-00 я вышел на вершину. К сожалению, из-за плотного тумана почти ничего не было видно. Впрочем, это придавало особый шарм этому месту. Когда я преодолевал последние пролеты ступеней, из тумана один за другим появлялись украшенные золотом и религиозной символикой слоны, охраняющие подступы к священному месту. Поднявшись на плато, ты оказываешься в удивительном месте, где из белесой мглы проступают контуры величественных пагод и ступ, откуда-то доносятся буддистские песнопения, а тропинки вьющиеся лентой вдоль храмов, очерчивают границу мира — за ними нет ничего, лишь безликая пустота.

40. Слоны на лестнице ведущей к золотой ступе.

.

41. Золотая ступа.

42. Внутри ступы

43. В ясную погоду здесь ясно, а за оградкой плотный ковер облаков.

44. Золотой храм и люди-призраки.

На вершине, не смотря на туман, я пробыл около часа. Затем неспеша двинулся вниз.

Вскоре мне встретилась уже знакомая мне стайка макак. На фотографиях обезьянки кажутся забавными и только, но в реальности они наглые и могут быть весьма агрессивны.

С туристами эти создания нисколько не церемонятся. Если они видят в руке у проходящих что-либо интересное для себя, довольно резво подходят и берутся лапой за ногу или полу одежды — типа: «Давай сюда!». Если турист не особо сообразительный, обезьянка обнажает зубы и начинает дергать его за одежду. Со второго раза обычно доходит и прохожий очень быстро отдает то что обезьянка попросила. Я около получаса стоял возле этого места и наблюдал работу этой рэкет банды. Пока я снимал видео очередного развода на какую-то вкусняшку, меня самого схватили за ногу и начали что-то требовать. Ваш покорный слуга спасся позорным бегством и скрылся за спины других туристов.

45. Мамаша с ребятенком.

46. Хорошо пошла…

47. Холодно и голодно маленькой макаке…

Миновав обезьянок я двинулся дальше. Пройдя около километра я дошел до поврежденного участка тропы. Большой валун сорвался и отутюжил несколько метров ступенек. Когда я поднимался — на этом месте все было нормально.

48.

С небольшим перерывом на обед, я бодро спускался вниз. На сегодня моя цель была — монастырь Hongchun Ping. В 18:00 я добрался до монастыря Xianfen. Уже опускалась темнота, а до Hongchun Ping было, судя по карте, еще десять километров пути и три часа ходу. К тому же туман был на столько густой, что видимость не превышала десяти метров. Здравый смысл подсказывал, что оставаться нужно здесь. К тому же из-за плотного тумана почти ничего не было видно. На следующий день туман возможно рассеится и я получил бы возможность в полной мере насладиться видами наиболее живописного участка тропы (так, по крайней мере, свидетельствовал путеводитель). Но, когда я представил себе как я маюсь здесь четыре часа, в ожидании когда придет время ложиться спать, на меня нахлынула такая тоска, что я твердо решил идти.

Едва лишь я вышел за пределы монастыря, мне на встречу из тумана выплыла группа китайских туристов. Разговорились. Едва лишь узнав, какая моя цель на сегодня, китайцы стали дружно и настойчиво отговаривать от этого сумасшедшего замысла. Дорога длинная, говорили они. И занимает не три, а пять часов. Погода ужасная — ничего не видно и вот-вот пойдет дождь. Тропа впереди очень крутая и скользкая: если я продолжу путь вниз, то безусловно сверну себе шею. Что в темноте меня растерзают дикие обезьяны. Что сейчас самое лучшее вернуться в Xianfen и продолжить путь завтра. И прочее и прочее. Расставшись с заботливыми китайцами я решил никого больше про дорогу не спрашивать, чтобы лишний раз не сомневаться.

Начиная от Xianfen путь был действительно невероятно красивый. Ничего не было видно, но красота угадывалась. Теперь тропа шла не сквозь лес, а по кромке гор: с одной стороны были скалы, а с другой обрыв с шикарным видом. То есть сейчас даже перильца ограды были видны смутно, не говоря уже о том что за ними. Однако то, что вид там шикарный я ни сколько не сомневаюсь.

Часов в 19:00 туман неожиданно расступился и я смог сделать несколько кадров до того как наступила полная темнота.

49. Моя вечерняя тропа.

50.

51.

52.

Ровно в 20:00 я вышел к монастырю — к счастью, он еще не закрыл ворота. Осмотрев несколько комнат, предложенных мне привратницей, я остановился на четырехместной за 40 юаней. В ней я и переночевал.
На следующее утро я выступил в путь едва только рассвело. Не смотря на мелки дождик туман был относительно не большой и у меня наконец-то появилась возможность увидеть Эмейшань во всем ее великолепии: водопадики сбегающие по отвесным стенам, величественные деревья взбирающиеся по скалам, тропинки разбегающиеся по долине, паутинки-растяжки и мохнатые лапы каких-то хвойных деревьев словно громадные зонтики нависающие над тобой — все это было так прекрасно!

В этот день времени у меня было достаточно и шел я медленно, стараясь во брать в себя побольше этой красоты.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

Подойдя к Niuxin Pavilion, возле которого я был день назад, я вновь прошел вдоль галереи каменных скульптур. К сожалению, можно лишь догадываться кому и каким событиям они посвящены.

60.

61.

62.

63.

Думаю, не стоит говорить, что трекинг Эмейшани оставил у меня самые приятные впечатления.

Смотрите также
Обзорный пост по Китаю

  • Marina

    Здорово написано!

    А от видов дух захватывает.
    Спасибо за интересный рассказ.