Feed on
Posts

 

Вообще-то, я собирался сразу же по возвращению написать этот отчет. Запланировал время на разбор фотографий, продумал, что хочу написать. К сожалению, быстрого и яркого отчета, который у меня уже был в голове так и не получилось. Почему-то эмоционально мне было сложно прокрутить еще раз некоторые моменты. Сейчас все улеглось (хотя и не все разложилось по полочкам) и я могу, наконец, рассказать как это было.

К поездке я решил присоединиться по двум причинам: во-первых, хотелось вообще понять, что это такое фототур и как он проходит; во-вторых, звездой этого тура был Александр Петросян, работы которого мне о-о-очень нравятся. Привлекла возможность в естественной среде понаблюдать за тем как создаются его шедевры.

Фототур

Лично я пробыл с группой шесть полных дней плюс один вечер. Эти дни разложились следующим образом.

  • Два дня были трансферными. В эти дни мы до обеда переезжали в микроавтобусе. Послеобеденное время были свободными и посвящались фотоохоте либо отдыху.
  • Два дня мы были на экскурсиях. Один день мы ездили по винодельческой Кахетии и нам рассказывали как делают вино. Другой день ходили по горной Сванетии и нам рассказывали как живут Сваны.
  • Два дня были исключительно посвящены фотоохоте. Один такой день был в Тбилиси, другой в Батуми.

Фотоохота выглядела следующим образом. Утром, за завтраком, мы разбивались на группы: после завтрака трех человек брал с собой Павел и трех Александр. После обеда происходила пересменка и руководители фототура брали новых людей. То есть за один день можно было походить либо с Павлом либо с Александром.

Выйдя из отеля развед-отряд шел к заранее намеченным районам, где можно было «поймать» что-нибудь интересное. Ну, а дальше каждый, в меру своих способностей, старался научиться чему-нибудь новому и, конечно же, сделать хорошие снимки.

Каждый вечер (почти каждый вечер) мы собирались и обсуждали отснятое за день. Павел просил каждого отобрать 40 более-менее удачных снимков, которые быстро прокручивались на проекторе. Обычно разбором занимался Петросян. Он же в своей несколько жесткой манере давал оценку качеству «работы мысли» разбираемого фотографа и комментировал более-менее удачные кадры – что можно было бы улучшить, как можно было бы действовать в той сложившейся  ситуации и т.п.

После разбора работ, Паша читал лекцию о колористике. По сути, это были в сжатом пересказе выборочные главы из его книги «Живая цифра». Не знаю как другие, но я так и не смог ухватить суть работы кривых и понять самые основы цветовых преобразований. Тут, мне кажется, нужно иметь особое пространственно-цветовое мышление. А может просто посидеть и самостоятельно разобраться с несколькими базовыми вещами. И тогда, по крайней мере, начнешь понимать откуда растут ноги у всей этой «магии» смешивания цветовых каналов и колдовстве над кривыми.

Компания, на мой взгляд, у нас сложилась очень удачная. Я не уверен, что поладил бы с парой человек, доведись нам остаться наедине, но в коллективе индивидуальные шероховатости сглаживаются и в целом команда получилась довольно гармоничная и, что важно, веселая. Совместный досуг становится ярким когда в компании появляется балагур-весельчак, который незаметно превращает разобщенных людей в одно целое – у нас таких было несколько. Было пару заводных участников. Был Паша, который по жизни душа компании и очень позитивный человек. Был Петросян, который довольно метко хохмил и время от времени читал короткие стишки собственного сочинения. В общем, было весело.

Уровень снимков и цели каждого из участников были довольно разные. Одна из девушек была, судя по ее работам в ЖЖ, уже сложившимся фотографом со своим стилем и взглядом на мир. Мне показалось, что она поехала в эту поездку либо чтобы расслабиться, либо чтобы создать вокруг себя определенный эмоционально-информационный фон способствующий творчеству.

Другая девушка была явно в какой-то критической стадии поисков своего собственного творческого пути. Она с нескрываемым восторгом следила за Петросяном, во время наших прогулок по городу. Во время разбора работ мало обращала на то, что отсняли другие ребята – почти все время сидела уткнувшись в свой Мак и наводила остаточный лоск на подготовленную выборку. А уж когда на проекторе появлялись ее работы… напряжение от нее исходило такое, что, клянусь, меня, сидящего поодаль, чуть со стула не сдувало.

Было несколько довольно обеспеченных человек, для которых фотография – это увлечение-развлечение. Это те люди, которые добились успеха и считают себя успешными людьми. Если они увлекаются чем-то, то с привычной для них основательностью и методичностью доводят свои навыки до определенного уровня, при этом не тратя на очередное свое хобби слишком много времени и душевных сил. Способностей и умения у них хватает чтобы делать хорошие снимки, но дома, вне поездок, вряд ли они часто вспоминают о фотоаппарате который пылится на полке.

Еще было несколько человек, которые снимают регулярно. И фотография – это часть их жизни. Для них это уже не первая подобного рода поездка. Уровень работ соответствующий. Шедевров я не увидел, но интересные снимки они делали с неслучайной регулярностью.

Ну, и наконец, третья группа – этим участникам не хватает либо навыков либо способностей. В подготовленной выборке у них либо треш с массой технических огрехов либо уж очень простые работы. Себя я отношу к этой группе.

Честно говоря, в этой поездке я так и не начал фотографировать. Мне как-то не хватало времени, чтобы войти в соответствующий настрой, когда начинаешь видеть и снимать. В то же время, когда я ходил с Петросяном либо Пашей, я больше наблюдал за ними, нежели снимал сам. В результате снимков, которые понравились бы мне самому было мало.

Когда вечером разбирали работы я с некоторой отстраненностью и даже снисхождением наблюдал как нервничают другие ребята: «Сразу видно – люди искусства. Я вот совсем не нервничаю. Мне даже все равно, что скажут о моих снимках другие. Сам знаю что плохо. Я ведь совершенно не старался. Для меня в этой поездке главное увидеть и прочувствовать побольше, а уж попрактиковаться я могу и в другом месте. Да, и вообще, если уж на то пошло, у меня другие достоинства…»

Самым напряженным моментом в мероприятии оказался отбор лучших фотографий в последний совместный вечер. Мы все сидели в гостиничном конференц-зале за большим овальным столом за своими ноутбуками и напряженно смотрели на экран. Во главе стола сидели Павел и Александр. Павел брал очередную флешку, вставлял ее в свой Мак и начинал быстро прокручивать фотографии. Оценивали и комментировали оба.

Словно ученики перед экзаменом на аттестат зрелости мы сидели в плотном кольце и заряжали друг друга своей нервозностью. Каждый, конечно, нервничал по-своему поводу, но результат был один. Всегдашние весельчаки стали серьезны. Девушка, ищущая себя в искусстве, лихорадочно прокручивала свой шерт-лист и правила лишь ей одной заметные огрехи. Разговоры стихли, все смотрели на экран.

У некоторых, это чувствовалось, каждая отобранная фотография была словно любимый выстраданный и выпестованный ребенок. И теперь судьба каждого этого ребенка решалась поприлюдно. Другие, понимая, что сейчас они  попадут в некий неявный общий рейтинг, волновались за свое место в нем. Некоторые из нас украдкой задавали себе волнующий и пугающий вопрос: а что если ни одна из работ не будет отобрана?

Меня разбирали ближе к концу. Павел пролистывал подборку, а я готов был провалиться от стыда. То, что отснял я, не выдерживало сравнения с работами других ребят, которые только что были на экране. Я словно провалился в детство: учитель подводит итоги и решает какую оценку поставить за год. И ты понимаешь, что результаты у тебя никудышные. И другие это понимают. Но ты заранее знаешь, что хоть твой балл шатко колеблется между двойкой и тройкой, тебе все же поставят тройку. Подтянут. Закроют глаза. Пожалеют. И это этого становится совсем противно. Уж лучше бы двойку влепили.

«Подтягивал» меня Петросян: говорил какие работы можно брать. Всего получилось три. Несколько однотипных и выбивающихся из общего стиля стрит-съемки.

Последним разбирали парня у которого, после первого просмотра, не нашли ни одной достойной работы. В аудитории сгустилось совсем уж тягостное напряжение. Решили просмотреть ВЕСЬ отснятый материал. Павел быстро прокручивал кадр за кадром фотографии, парень иногда сдавленным голосом спрашивал: «Может эта?». Фотографию наконец нашли. На вскидку это был мусор, который сразу отправляешь в корзину, но Петросян разглядел в ней нечто и после кропа получился весьма достойный снимок. Все вздохнули с облегчением.

Что дала мне эта поездка?

Прежде всего, возможность «повариться», потусоваться в среде творческих людей любящих фотографию и болеющих ею. Когда на протяжении нескольких дней все вокруг тебя говорят про особенности фотосъемки, про знаменитых людей в этой области, делятся своими мыслями и взглядами на искусство, рассказывают истории, которые раскрывают их творческий путь и прочее и прочее, ты и сам мыслить начинаешь по-другому. Мир фотографии, прежде книжный и академический становится ярким, живым и каким-то близким. Более того, ты сам себя начинаешь воспринимать как часть этого мира.

Также я увидел как работает Александр Петросян. Всю поездку меня поражала его способность из ничего делать шедевры. Идем по улице, вдруг показывает мне только что отснятый кадр – там девушка с какой-то непосредственной детской чистотой и радостью смотрит на идущего рядом парня. Откуда это?! Я только что видел эту парочку – совершенно банальные и неинтересные лица. Или идем с ним по пляжу, полного отдыхающих. Как по мне, снимать совершенно нечего. Разве что подготовить подборку в стиле «лучшие попки Батуми». А Александр восторгается: «Ах, какое богатое место!». Около часа ходили с ним вдоль берега. И то тут, то там показывает мне интересный сюжет, который он пытается снять. То есть, готовой картинки еще нет, но он уже видит нечто, что может сложиться в хороший кадр.

Вот здесь лежащие тела образуют некую фигуру. Девушка должна чуть обернуться, а из воды должна появиться голова какой-нибудь пенсионерки и мы минут пять стережем будущий снимок. Не сложилось. А здесь зонтики стоят интересно. Кто-нибудь должен пройти. Александр, ходит вокруг минуты три выбирая ракурс. Что-то снял. А вот по пляжу идет колоритный персонаж: мужчина продающий матрасики и детские надувные круги. Мы движемся к близстоящему причалу, убегающему в море на пошарпанных синих колоннах. Это станет задником, для приближающегося передника…

Еще в этой поездке я начал снимать людей. Ранее мне казалось неудобным и неприличным тыкать в живого человека фотоаппаратом –  снимал я разве что из-под тишка. В этой поездке у меня впервые появились кадры людей снятые с близкого расстояния.

И, наконец, последнее. Несомненно, после этой поездки изменился мои вкусы.  Если раньше я в основном занимался компоновкой статичных объектов в кадре (деревце, камешек, домик, аллейка) и люди были посторонними объектами, которые загрязняли снимок (дожидался пока разойдутся), то теперь такие фотографии, мне, скорее всего, будут скучны. На красивой улице должна пройти свадьба или похоронная процессия. На фоне красивого домика должна бежать девочка. В антикварном кресле должен сидеть антикварный же старик.

Три мои отобранные работы

Папа Карло

Поймать зайца...

Осень жизни

Заметки на полях

  • Меня всегда поражала высокая эмоциональность снимков у Петросяна. Не раз мне хотелось узнать, а что произошло в следующий момент. Вот пьяный ВДВшник решительно двигающийся на тебя. Или бабка замахивающаяся клюкой. Думаю, мои догадки были верны. Александр несколько раз голосами разыгрывал воображаемые сценки: «Эй, ты, лысый! А, ну, иди сюда! Да, ты-ты! Очки сними…»
  • Петросян очень часто входит в контакт с объектом съемки: Щелк! Щелк! Щелк! Здравствуйте! Щелк! Сегодня день такой хороший. Щелк! Можно я вас сниму? Щелк! Щелк! Нет? Ну, извините. Щелк! Щелк! Мне кажется, он как хороший хирург, который чтобы наладить контакт с больным и успокоить его, постоянно болтает о чем-нибудь незначимом. Делает это на автомате. Спроси его о чем он только что говорил с бабушкой на базаре или проходящим монахом – наверняка и не вспомнит.
  • Мы ходили группами с Павлом и Александром. Очень разные стили. У меня сложилось впечатление, что Александр, когда выходит на охоту, забывает совершенно обо всем. Ходит он быстро и резко. Я тоже хожу быстро и резко. Видимо поэтому пару раз вскоре после выхода из гостиницы мы оставались вдвоем. Александр в какой-то момент останавливал свой размашистый шаг и, оглянувшись, наивно спрашивал: «А что ребята отстали? Может подождать их?».
  • Павел ходит не спеша, с удовольствием. Если кто-то «подвис», фотографируя приглянувшуюся бабушку или концептуальную коробочку, его терпеливо ждут. Неявного лозунга «сегодня мы должны отснять минимум три шедевра и подготовить выездную фотовыставку», как в случае с Петросяном, не ощущается.
  • Павел — колорист. Петросян снимает репортаж. Павел находит задник и ждет когда перед ним появится интересный передник. Петросян заприметив интересный передник идет за ним пока не появится нужный задник.
  • «Если какую-нибудь достопримечательность отснимет сотня туристов – получится сто одинаковых фотографий. Если туже достопримечательность снимет сотня фотографов – получится сто совершенно разных снимков.» (с) Павел Косенко
  • Павел говорит, что его друзья не раз замечали: «Хорошо, ты съездил во Вьетнам (Камбоджу, Венесуэлу, Армению…) но Вьетнама на фотографиях мы так и не увидели». Те же комменты я увидел под фотографиями, что мы отсняли в поездке: «А где же Грузия?».
  • Как-то восхищаясь очередным снимком Петросяна, я с сожалением отметил, что я просто не вижу интересные сюжеты. На это Александр ответил: «А ты представь себе, что тебе есть нечего и если не снимешь ничего для журнала, то так и останешься голодным». Я подумал: «Все таки хорошо что я не фотограф».
  • Теперь, по возвращению, просматривая отснятый фото-альбом очередных соревнований я словно слышу голос Петросяна: «Какая вялая работа мысли! Скучно! Не интересно! А это вообще зачем было снимать?! Ребята, ну, а это полный треш. Вы, вообще, следите за тем, что на заднем плане делается?». Ранее я был более снисходителен.
  • Павел как-то заметил: «У фотографа должны быть очень веские причины, чтобы сделать вертикальный кадр».
  • Однажды в фототуре Пинхасов сказал, что он всегда снимает на автомате. Одна из девушек наивно заметила: «О, я снимаю как Пинхасов».
Полезные ссылки
  • Вова

    Вася, фотки классные! Особенно бабка с разносом «Осень жизни». Надеюсь знания с этого фото тура дадут тебе еще много удачных фоток.

  • Andrey Konovalov

    Позволь выразить искреннее восхищение слогом и наблюдениями!

  • Спасибо. Приятно когда в твоих работах находят то, что ты сам в них ценишь. 🙂

  • Andrey Sanosyan

    Вася, ты прекрасно написал, жму руку и всяческих тебе успехов!

  • Спасибо Андрей! ))