Это была моя третья поездка в Индию. В этот раз я посетил три штата: Раджастан, Тамил Наду, Керала. Если в первые две поездки (Гоа, Раджастан) я был в полном восторге от Индии, то в этот моя встреча со Страной пряностей прошла, скажем так, довольно прохладно. Основная причина видимо в том, что все это я уже видел. В Индию я еще обязательно съезжу, но уже на Север, в горы.
Транспорт
Лишь попав в такие страны как Индия, начинаешь ценить некоторые элементарные блага цивилизации, которые у себя дома даже не замечаешь. Так в Индии, в не особо больших городах, обычно нет тротуаров. Есть заасфальтированная полоска дороги, по которой двигаются все и транспорт и люди. И ладно бы во владении пешеходов была хотя бы условная зона возле обочины – нет! То тут, то там вдоль дороги припаркованы рикши. Либо же стоят лоточники и ведут оживленную уличную торговлю. Минуя эти препятствия, приходится выходить в зону оживленного трафика. Возможно, к этому можно привыкнуть, но для меня любое перемещение по городу сопровождалось сильным стрессом – необходимость постоянно оглядываться и увертываться от проносящихся мимо рикш и мотороллеров превращало любую прогулку в испытание.
А чего стоит перейти улицу! Светофоры встречаются столь же редко сколь и тротуары. Иногда попадаются зебры, но, честно говоря, я не заметил, чтобы водители как-то на них реагировали.
Дороги в Индии обычно плохи. Причем, если шоссе двухполосное, в относительно удовлетворительном состоянии будет лишь самый центр полотна. Поэтому, несмотря на то, что движение в бывшей британской колонии декларируется как левосторонне, по факту оно в большинстве случаев выровнено строго по центру. Если сидишь на переднем сидении в автобусе, раз за разом приходится наблюдать, как на встречу вам несется другой автобус либо рикша и когда столкновение уже кажется неминуемо, машины синхронно разъезжаются в стороны и затем так же синхронно возвращаются на хорошую дорогу.
Автопарк в Индии довольно устаревший. Местные автобусы – это развалюхи, которые непонятно каким чудом остаются на ходу. Не раз мы ездили в автобусах где не было ни дверей, ни окон. Однако при этом за каждым автобусом в Индии закреплен кондуктор у которого есть кассовый аппарат. Отдав денюшку за проезд, вы всегда получаете чек!
Еще индийские автобусы крайне медлительны. Виной тому плохие дороги, устаревший автопарк и частые остановки. Междугородний автобус в среднем каждые два часа делает получасовую остановку возле придорожных забегаловок. Иногда эти остановки выглядят совершенно иррационально. Так, однажды, мы сделали очередную получасовую остановку за полчаса до прибытия в точку назначения.
Еда
- Едят в Индии руками. Впрочем, глобализация коснулась и этой страны: обеспеченные люди приобщаются к западной культуре и все чаще пользуются столовыми приборами. В четырехзвездочных отелях, где нам доводилось останавливаться, около половины посетителей держали в руках ложки и вилки. В забегаловках же все едят руками.
- Как в забегаловках, так и во вполне респектабельных ресторанах очень сложно найти натуральный кофе: то ли индийцы большие фанаты растворимого кофе, то ли не любят зерновой. С привычным нам чаем тоже проблема: местные пьют лишь масала-чай – чайный напиток с молоком и специями.
- Неприятно поражает повсеместная не ухоженность привычных нам сетевых ресторанов (Коста Кофе, Пицца Домино, Макдональдс и прочие). Грязные туалеты, раздолбанный инвентарь и не самое лучшее обслуживание резко контрастируют по аналогичным параметрам их западных собратьев.
- Как и в некоторых других странах, цены в Индии иногда указываются до вычета налогов. Это особенно это свойственно среднего уровня ресторанам и отелям. Сумма в чеке может вырасти на произвольную сумму от 10 до 20 процентов. А в одном из ресторанчиков официант принес мне чек на сумму в 50 процентов превышающий стоимость заказанных блюд: в надбавку вошли несколько налогов, некий сбор за сервисное обслуживание и еще 20 процентные чаевые.
Культура
- Индийцы очень улыбчивые и очень общительные. Каждый второй незнакомец норовит с тобой поздороваться. Стандартное «Привет» в местных реалиях выглядит как: «Привет! Как тебя зовут? Откуда ты?».
- Индийцы часто говорят «Спасибо». Причем, зачастую в тех случаях, в которых у нас это слово не используется. К примеру, если в отеле мальчик приносит тебе в номер затребованное дополнительное одеяло, протягивает он его с неизменным: «Спасибо».
- Разводы имеют место повсеместно. Если ты садишься в рикшу, тебя постараются по пути завести «в один хороший магазинчик» просто посмотреть. Если просишь отвезти в отель, по пути рикша вспоминает, что отель закрыт, там нет мест, он очень плохой, он очень далеко, но на примете у него есть другой хороший, дешевый и вот тут рядом. Купив какую-либо вещь, позже с досадой узнаешь, что тебе это продали в полтора-два-три раза дороже.
- Редко можно увидеть парня и девушку держащихся за руку. Зато довольно часто видишь держащихся за руки мужчин либо парней.
- Массаж в Индии делают мужчины мужчинам, а женщины женщинам. И никак иначе.
Другое
- В Индии чудовищная плотность населения. Когда едешь на автобусе, редко в окне не видно хибарок либо домов. Фактически одно селение плавно перетекает в другое.
- Широко используется ручной труд там, где у нас уже давно используют машины. Например, я видел как на стройке строители пилили прутья арматуры ножовкой по металлу.
- Широко используется женский труд в строительстве. На многих стройках гравий, песок, бетон перетаскивают исключительно женщины.
- В селах и городах люди часто гладят прямо на улице огромными утюгами заправленными углями. У нас подобный инвентарь можно увидеть лишь в музеях.
- Часто встречаются люди с автоматами. Входы в метро и вокзалы патрулируют солдатики с калашами.
- Гадят индийцы повсеместно. В центре столицы повсеместно сильный запах мочи. Любой забор – это потенциальный туалет. Нередко можно увидеть как мужчина идущий по дороге вдруг останавливается и тут же справляет нужду на обочину.