Feed on
Posts

После парка Этош наш путь лежал в городок Опуво. Там мы собирались познакомиться с еще одной достопримечательностью Намибии — народом химба. Канал «Вокруг света» и Википедия вам расскажет много интересного об этой небольшой народности, но туристы едут не за аутентичными верованиями и самобытным хозяйством, а за… сиськами. Дело в том, что по традиции все женщины этого племени ходят с обнаженной грудью.

По прибытию в городок мы нашли рекомендованный Трипадвайзером отель и купили там недешевую организованную экскурсию. В принципе, организовать подобную поездку можно и самостоятельно, но на это нужно время, которого у нас не было.

Все поездки к химба проходят по одной классической схеме. Вы сами или ваш гид закупаются в супермаркете продуктами, которые востребованы в деревне (мука, масло, охра и т.п.). Далее вы подъезжаете к деревне, договариваетесь со старшой женщиной о посещении и передаете ей подарки. После этого ходите по деревне и фотографируете самобытных женщин с разных ракурсов. Если вы с гидом, то он проедет по вашим ушам и расскажет о верованиях этого племени и о том как самобытно оно живет. Как можно жить самобытно, если по несколько раз на дню к вам притараканивают по мешку муки, для меня осталось загадкой. Ну, допустим, рассказ гида не об этой конкретно деревушке, которую вы посещаете, а о химба, которые живут где-то там, в отдаленных районах.

Ближе к окончанию посещения, все женщины садятся вкруг и раскладывают безвкусно и грубо сделанные сувениры. Купить какую-нибудь хрень считается хорошим тоном и актом вежливости. Многие женщины немного говорят на английском. Те кто знают язык получше помогают тем кто знает его хуже. Продавец в женщине «включается» лишь когда подходишь к ней. В целом этот сервис не навязчивый. Попрошайничества я также не заметил.

После покупок, крепкие рукопожатия, скупые слезы, просьбы не забывать и писать письма.

В целом, посещение деревни меня скорее оставило равнодушным. Довольно дорого (50 баксов с носа). Тетки хмурые. Сиськи обвисшие. Душевности и радушия нет. А вот Максиму деревня понравилась.

О химба
Химба — этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец.

Химба кочуют по землям провинции Кунене. Пришли они сюда несколько веков назад из Восточной Африки. Ранее племя было многочисленным, но в середине XIX столетия в нем произошел раскол. Вышедшие из племени люди вошли в контакт с европейцами и получили название «гереро». Оставшаяся часть племени сохранили аутентичные традиции, власти Намибии присвоили им особый статус – законы страны на территориях племени имеют силу только при условии, если их одобрил вождь химба, которого они именуют королем.

Хозяйство
Основным занятием у них является скотоводство. Химба разводят коров, коз и овец. Именно численность коров влияет на социальный статус члена племени. Также коровы считаются своеобразной «валютой». Деньги химба не заботят, они им просто не нужны. В хозяйстве члены племени обходятся без товаров широкого потребления. Единственное что у них в ходу – это канистры, в которых они хранят воду.

Поселение
Жизнь химба проходит в краалях круглой планировки. В центре находится скотный двор, вокруг него расположено множество хижин круглой либо квадратной формы, построенных из жердей и покрытых соломой или тростником. Мебели в «доме» нет, спят хозяева на соломенных матрасах.

Когда пастбища приходят в негодность, племя переходит на другое место.

Женщины химба
Мыться в этом племени не принято. Вместо этого используют специальную мазь. Ее производят из коровьего масла, растительных экстрактов и мельчайшей пудры ярко-красной вулканической пемзы. Полученным составом женщины племени ежедневно смазывают кожу и волосы. Это защищает тело от солнца и укусов насекомых днем.

Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть. Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема.

Вечером мазь соскребают. Благодаря этим процедурам кожа у представительниц химба – в идеальном состоянии.

Вход в дереню

Дети у входа. Девчонок можно отличить по косичке

Старшая мадама. Когда гид знакомил нас с ней, смотрела хмуро и сосредоточенно ковыряла толстым пальцем во рту.

Жизнь у них, судя по лицам, тяжелая.

Иногда, впрочем, улыбка озаряла эти суровые лица.

Девочки традиционно носят две косички, закрывающие лицо. По достижении половой зрелости их убирают с лица, открывая его взорам мужчин.

Элементы цивилизации больших городов здесь служат украшениями.

Слева девочка, справа — мальчик.

Одна женщина в деревне была с покрытой грудью. Видимо просто в гости зашла.

Ежедневный ритуал, во время которого женщина обмазывает себя кремом и принимает дымовую ванну. На фото женщина окуривает подмышки.

В центре деревни начинает развертываться рынок.

Торгуемся.

Купи жирафу, а?

Покупки закончены — можно уходить.

У выхода сидел единственный в деревне мужчина. Видимо старейшина. А может просто на больничном сегодня.

 

P.S. Автор всех фотографий обрамленных рамкой — Максим Каримов.