В эти выходные мы с Женей сходили в пробный поход по подмосковью с ночевкой. Главная задача была протестировать экипировку перед африканской поездкой. Также у меня были две второстепенные задачи: во-первых, закрепить навыки работы с картой и компасом, а во-вторых сориентироваться в плане подбора продуктов на время нашего будущего похода.
Несмотря на то, что сам поход получился несколько бестолковым и недостаточно целеустремленным, все основные задачи, которые перед ним ставились, были выполнены.
Выбор маршрута
По совету Димы, маршрут мы выбирали среди готовых маршрутов прошедших ММБ. Их плюс в том, что они проходят в стороне от жилья и снабжены картами. Наш выбор пал на весенний ММБ 2011, проходивший недалеко от платформы Башкино. От Москвы до платформы ехать 1-40. Электрички ходят с интервалами от получаса до полутора часов.
Поход
Изначально планировал сесть на электричку, отходящую в 8-40, однако на нее мы успешно опоздали. Уехали электричкой в 9-20. Отправление с киевского вокзала. Едем до платформы Башкино.
Уже на платформе оказывается, что Женя не взял воду. Т.к. мне не известно когда мы найдем ближайший источник, приходятся идти в ближайший магазин закупать воду. Магазин, как оказалось, находится в 2.5 километрах от платформы в противоположной от направления похода стороне. На этом крюке теряем более часа времени.
Закупив воду (по четыре литра на брата) возвращаемся к платформе и начинаем двигаться к месту старта ММБ, обозначенное на карте треугольничком.
Дорога от платформы до леса заняла часа полтора. Учитывая, что мы довольно много потеряли время на крюк за водой, самое начало нашего похода началось довольно поздно: в лес мы вошли примерно в 13-40.
Углубившись в лес примерно на километр, я обнаруживаю, что потерял свой недавно купленный дорогущий компас, который уже успел полюбить. Где?! Как?! Ведь он был в кармашке коффера зафиксированный специальной резинкой! В самых расстроенных чувствах прошу Женю подождать и отправляюсь на поиски компаса. Женя остается сторожить рюкзаки, а я налегке бегу назад. Сначала по лесу, а затем по деревенскому асфальту. Последний раз я пользовался компасом возле мостика через ручей — вот до этого места я и решил добежать.
Компас я так и не нашел. Зато потратил на этот забег дополнительные 45 минут. Когда я вернулся к Жене было уже около трех. Мы быстро перекусили, выпили горячего чайку и отправились дальше.
Идти решили по карте, обходя местоположения соревновательных КП. Сначала условно взяли 10-й, затем двинули к 11-му. В принципе, заблудиться в такой местности имея компас и карту довольно сложно. Но и ориентироваться задача не из простых. На карте нанесено довольно много троп и просек, которые можно было бы использовать как ориентиры. На практике же многие из этих просек и троп существуют лишь на карте. Это довольно сильно сбивает с толку. Так, например, намереваясь пройти из точки А в точку Б, ты смотришь на карту и видишь, что тебе нужно пройти километра два по тропе Т1. От этой тропы отходят повороты влево и вправо. Чтобы попасть в нужную точку, можно отсчитать три поворота влево и на четвертом свернуть. Все вроде бы просто! На практике же, ты идешь и никаких поворотов не наблюдаешь. Вот проходишь 400 метров — где-то здесь должен быть первый поворот. Его нет! Проходишь еще 500 метров — тут должен быть второй поворот. Но его тоже нет! По компасу видишь, что идешь в нужном направлении, но никаких боковых троп нет! Бредешь дальше и через некоторое время появляется наконец-то поворот. Но что это за тропа? Где она на карте? Не понятно. Остается полагаться лишь на компас, чувство расстояния и интуицию.
В 16-00 вышли к бобровой плотине, которая перекрыв ручей, образовала озерцо размером с футбольное поле. Возле этого озерца решаем заночевать. Однако еще есть около полутора часов светового времени. Я настаиваю на том, чтобы взять еще один КП. Мне приглянулся КП 1С, находящийся возле газопровода. На карте газопровод обозначен жирной серой линией. Мне очень интересно посмотреть что это такое в реальности.
И вот мы продираемся сквозь лес вперед. Выходим к пашне. Я с помощью карты и компаса вывожу нас на дорогу пересекающую поле и мы бодрым шагом двигаем к нашей цели. Вот мы возле леса. Теперь, судя по карте, от линии газопровода нас отделяет метров четыреста-пятьсот леса и несколько оврагов. Троп никаких нет. Что ж делать? Углубляемся в лес и идем по азимуту. Слава Богу, лес хорошо проходимый.
Судя по карте, расстояние до газопровода было метров четыреста, мы же прошли по лесу уже метров 600. Никакого газопровода нет! И вот, наконец, поляна. Но что это за поляна и где она на карте? Не понятно. Решаем возвращаться назад, т.к. уже начинает темнеть.
Я решаю воспользоваться дорогой, которая идет примерно в нашем направлении, хотя и уводит чуть левее. Но лучше сделать крюк по дороге, чем продираться сквозь ветви и перелазить через упавшие деревья в лесу. Наконец, дорога выводит нас к пашне, правда в полукилометре от того места, где мы входили в лес. И здесь Женя замечает табличку, гласящую что на глубине 10 метров находится газопровод. Вот-те на! Искали его искали, а он оказывается под землей. И зачем же он тогда нанесен на карту? Не понятно.
Уже серьезно темнеет и мы бодро идем к «нашему» озеру. В 17-40 мы уже там. Первым делом ставим палатку. Женя вытаскивает тент, я собираю дуги и вставляю их в пазы тента. Вдруг, слышится сухой треск — одна из дуг лопнула! Что за черт?! На ровном месте! Пару минут размышляем как жить дальше. Со сломанной дугой палатку не поставить. Спать под открытым небом совсем не хочется. Наконец, находим решение: стропами привязываем к сломанной дуге прочную но гибкую ветку и натягиваем на подлатанную конструкцию тент. Палатка стоит!
После установки палатки Женя занимается готовкой, а я развожу костер. Однако, если у Жени сварить гречку с тушенкой получается с первого раза, у меня дело с костром не клеится. Мы ужинаем и я продолжаю свои упражнения с насквозь мокрыми и обледенелыми ветками. И как это охотники разводят костер с первой спички?! Может просто не в такую погоду?
Через некоторое время я сдаюсь и прошу Женю подсобить. От ставит под приготовленные мною ветки свою газовую горелку и лишь с ее помощью ветки сначала лениво подсыхают, а затем так же лениво занимаются пламенем. Следует сказать, что погода была совершенно не костровая: лес был на сквозь мокрый, а ветки покрыты слоем льда. Мой костер, который я холил, лелеял, подкармливал и постоянно поддувал был очень вял и все порывался окончательно уснуть.
Уже пол восьмого Женя заскучал и сославшись на усталость пошел спать. Я спать не особо хотел, но не сидеть же одному? Пришлось тоже идти в палатку.
В палатке я забрался в недавно купленный теплый мармотовский спальник, у которого температура комфорта до -10С, а экстремальная до -40С. Эх, как хорошо! Ночью и утром я несколько раз просыпался от того что по крыше палатки начинал громко стучать то дождь, то снег.
Но вот, наконец, и утро! В восемь утра зазвенел мой будильник. Ох, как же не хочется вылезать из сухого и теплого спальника в холодное и мокрое утро!
Из-за неопытности, на завтрак и сборы у нас ушло не час, как я рассчитывал, а в два с половиной раза больше. Но вот, наконец, вся посуда перемыта, все вещи упакованы — можно выдвигаться!
На электричку мы сели лишь в 13-40. Пока ждали поезд, я познакомился с местной жительницей, которая рассказала, что это место знаменито своими грибными местами. В лесу, находящемся неподалеку, можно найти грибы на любой вкус и грибники вывозят их мешками. Что ж, может быть следующей осенью как-нибудь соберусь снова в эти места.