Feed on
Posts

1 июля в Питере я пробежал марафон Белые Ночи за 2:59:19. С этим результатом реализовалась моя давняя мечта выбежать марафон из трех часов. С этим результатом я достиг первоначальную цель, которую поставил перед собой начав бегать марафонскую дистанцию. Победа!

Подготовка к марафону

Подготовка к марафону проходила плохо, если не сказать отвратно. Перед самими соревнованиями у меня случился вал проблем со здоровьем, которые сильно повлияли на тренировочный процесс. Так, например, за две недели до забега у меня ночью так прихватило спину, что я 3 дня еле ходил и ни о каких тренировках не могло быть и речи. За неделю до марафона я сильно подвернул ногу и было подозрение на трещину в кости. Плюс на фоне этих проблем у меня в острую фазу вошел хронический фарингит и начались странные проблемы со зрением. Да еще и на работе в последние недели был завал и мне приходилось оставаться допоздна, пропуская тренировки. В общем, казалось все было против меня и моего участия в этом забеге. Самое неприятное, что на фоне этих проблем я психологически чувствовал себя неподготовленным и не рассчитывал хоть сколько-нибудь улучшить свой личник (3:15:04).

Москва-Питер, регистрация

Изначально мне компанию в поездке в Питер собирались составить Аня и Лена. Но, в последний момент оказалось, что Лена должна остаться в Москве и в город на Неве поехали лишь мы с Аней.

Переезды мне обычно даются тяжело, не исключением стала и эта поездка. Поезд оказался медленным. Он шел 10 часов с 21:00 до 6:45. Опасаясь ложиться ранее «тихого» времени, до полуночи я читал. Когда вагон более-менее угомонился я лег на свою верхнюю полку, но сон не шел. Заснул я лишь после двух. Сон был тревожный и прерывистый. В пять утра меня уже разбудили. В вагоне ехала группа алтайцев и они чуть рассвело были уже на ногах громко переговариваясь друг с другом. Впрочем, после того как я умылся и выпил чаю, самочувствие стало более менее нормальным.

На регистрацию мы пришли к половине одиннадцатого. К сожалению, организация выдачи номеров пока что оставляет желать лучшего. Если в Европе весь процесс занимает минут десять, то здесь я потратил минут сорок. При чем большая часть времени ушла на бессмысленное хождения от одного столика к другому — потому что никто толком не знает где что находится.

Днем мне удалось три раза поспать по дороге в Петергоф и обратно.

Вечером, часов в шесть мы пришли на паста-пати. Вкусно, но мало. Здесь хочу отметить, что в плане соотношения цена/качество Питерский марафон меня просто поражает. За 250 рублей ты получаешь номер, футболку (качество довольно низкое, но все равно), тебя накормят на паста-пати, после марафона выдадут горячее питание, да еще и потрясающий массаж сделают. Да, в Европе уровень сервиса неизмеримо выше, но то что у нас за такие смешные деньги умудряются организовывать то что есть — это просто замечательно.

Лег спать я в этот день в половине первого.

Утро перед марафоном

Проснулся я по будильнику в семь. В 7:30 я съел традиционные мюсли с молоком. В 8:00 съел энергетическую плитку. В 8:30 выпил 1 ампулу левакарнетина и 1 ампулу энергетика GUTAR. В 8:30 вышел из хостела на Рубинштейна 38 и трусцой в темпе 6:00 потрусил к старту на Дворцовой площади. Начало марафона в этом году было в 9:00.

С самого утра погода была сумрачной, а незадолго до моего выхода из хостела начал накрапывать мелкий дождик. Не особо приятно.

В этот день я был одет в тайтсы, легкую футболку и впервые на мне были легкие марафонки, которые я приобрел незадолго до этого забега. Также на мне была обычная повязка от пота и поясная сумка с бутылочками, в которые я залил 0.5 литра кока-колы. Еще я с собой взял три небольших геля.

На Дворцовую я прибежал в 8:52 и сразу пристроился в очередь к синей кабинке. Облегчившись я двинулся к старту. Часы показывали 8:58. И тут я понял, что совершил ошибку не включив заранее гармин. Обычно он ловит спутники секунд за 20-30, но в плохую погоду поиск может затянуться на несколько минут. И сейчас, прикрывая свои часы от дождя я настойчиво внушал ему: «Давай! Давай! Давай! Да, заводись же!!!» Гармин продолжал искать спутники…

Марафон

И вот раздался выстрел — толпа заревела. Где-то рядом со мной девчонка восторженно сказала: «Ой, вы посмотрите, как красиво! Какие шарики!» Прямо  перед нами большой и подвижный шар волновался и исторгал из себя множество красных шариков. Все двинулись вперед.

Я был ближе к концу толпы и возле меня движение было небольшое. Сначала переступая с ноги на ногу, потом шагом, затем легкой трусцой спортсмены начали двигаться. И вот мы уже бежим. Вместо того чтобы смотреть на дорогу я продолжаю  гипнотизировать гармин: «Давай! Давай, сволочь!». Но, было без толку.

Примерно в километре от старта я неожиданно для себя увидел Юру Сластенникова.

— Привет Юра

— Привет Вася. Ты из трех часов решил выбежать? Пейсмейкер на три часа остался сзади.

«Я бегу быстрее трех часов?!! Не может быть!» — было первой моей мыслью. Бежалось удивительно легко — скорость не ощущалась совершенно.  Впрочем, я знал, что легкость темпа обманчива и самая распространенная ошибка даже опытных бегунов — это поддаться искушению и бежать в самом начале марафона по настроению, то есть быстрее разумного темпа.

Я сбросил скорость и через пару минут со мной сравнялась группа, которую вел серьезный парень в беговых очках и с шариком болтающимся за спиной.

— Привет

— Привет

— На какое время бежишь?

— Не знаю…

— Давай с нами?

— Давай

Так я влился в группу ребят окруживших трех часового пейсмейкера. Уже позже я узнал, что это Юра Виноградов.

Ах, как это здорово бежать плечом к плечу с группой единомышленников! Все же основное преимущество бежать с пейсмейкером не в том, что он задает темп — темп для любого более-менее серьезного любителя легко ставится по гармину, а в том, что ты бежишь в группе себе подобных — это общение, взаимная поддержка и дополнительная мотивация. Все это вместе придает тебе дополнительный импульс и отвлекает от мыслей о том, что тебе тяжело и нужно напрягаться. Ты бежишь и непринужденно общаешься — словно это и не соревнования, а утренняя пробежка.

Сейчас же было как-то особенно легко. Я поглядывал на поймавший наконец таки спутники гармин и с трудом верилось, что я бегу сейчас по 4:10-4:15. По ощущениям было 4:50-5:00.

На равнее с парнями то тут, то там бежали девушки. Их скоростью можно было только восхищаться, ведь результат на марафоне в 3:00 для женщин, соответствует результату у мужчин в, примерно, в 2:30. Как раз передо мной некоторое время бежали две девушки. Бежали ровно, плавно, сосредоточенно. Через вырезы их облегченных маек были видны сильные рельефные плечи. Глядя на их эффектно перекатывающиеся под кожей мускулы, тяжело было избавиться от ощущения, что вот стоит им пару раз взмахнуть руками и взлетят, непременно взлетят.

Серьезный дождь начался вскоре после того как я присоединился к группе Юры и продолжался минут 15-20. За это время я совершенно промок, но носки, к счастью, остались сухими.

Километров десять я бежал вместе с трехчасовиками. Однако при всей прелести бега с людьми близкими тебе по духу, оставалось существенное практическое неудобство. Передо мной периодически кто-то появлялся и «выдавливал» меня в сторону. Это постоянное лавирование начало слегка напрягать и я выдвинулся вперед метров на 10 от группы: вроде и вместе бегу и никто мне не мешает. Однако, этот условный бег в группе продолжался не долго.

Перед трехчасовиками на разном удалении от группы бежало еще несколько человек. Не знаю, бежали ли они также как и я с ориентацией на Юру или сами по себе. Однако невольно я стал пристраиваться к парню бегущему чуть впереди меня. Около километра я держался у него на хвосте, но неожиданно он сбросил темп исчез за трехчасовиками. Тогда я догнал следующего бегуна. Это был парень с прической под ноль в оранжевой футболке. В этот раз я пристроился к нему сбоку и мы бежали километра три плечо к плечу. Неожиданно я почувствовал, что начинаю напрягаться, чего раньше не было. Глянул на часы — а там вместо трех часового темпа 4:15, более быстрый 4:07. Оглянулся — трехчасовики бежали метрах в трехстах сзади. «Эге, сбрасываешь меня с хвоста?» — пронеслось у меня в голове, — «Ну дело твое».  Я сбросил скорость до комфортных 4:21 и решил подтянуться назад к Юре. Впрочем, назад в группу я так и не влился. Когда я «отдышался» , то тут же восстановил комфортный темп 4:15 и бежал с ним. Группа Юры осталась метрах в ста от меня. Шел 20 километр.

Начиная с  15 километра я начал пить воду на пунктах питания. Большое спасибо заботливым волонтерам: 0.3л бутылка с водой всегда вкладывалась в протянутую руку при чем крышечка почти всегда была отвернута либо вообще снята. Взяв бутылку я сразу же выливал половину на асфальт затем делал последовательно 2-3 глотка и отбрасывал бутылку. Благодаря четкой работе волонтеров, ни на одном ПП я не потратил ни одной лишней секунды на воду.

С питанием тоже было все просто. Первый гель я съел на 25-м километре. Затем на 30-м и 35-м.

Практически весь марафон я пытался предугадать когда же у меня наступит стенка. То что стена должна быть я ни сколько не сомневался — подготовка была далеко не лучшей, а опыт предыдущих марафонов свидетельствовал, что если бы я бежал не по 4:15, а по 4:30, то стена должна была бы наступить километре на 35-м. Исходя из не сложной арифметики, можно было предположить, что на такой скорости стена наступит раньше. Но когда? У меня как-то не было сомнений, что до 25 километра я смогу продержаться точно. Также, судя по текущему самочувствию, казалось, что и до 30-го километра я «дотяну». Пока еще голова была свежая, я пытался прикинуть, какой у меня результат будет, если стена начнется, скажем, на 30-м километре — выходило, что результат, с учетом выигранного на быстром темпе времени, будет вполне себе достойный.

Вообще, у меня было несколько возможных рекордов, которые я мог собрать. Во-первых, я мог пробежать лучше личника моего друга Вовы из 3:14, который на несколько секунд был лучше моего личника. Во-вторых, я мог «обогнать» Диму, личник которого 3:11. В-третьих, я мог пробежать быстрее 3:06 – это означало бы, что я вписался в квалификацию Бостонского марафона по нормативам 2012 года. И, наконец, в-четвертых, я мог выбежать быстрее 3 часов.

Так как подготовка к марафону была довольно посредственная, то лучшее на что я мог рассчитывать — это обогнать Вову. Пробегая в хорошем темпе и с хорошим самочувствии 25-й километр, у меня было ощущение, что уж Вову-то я обгоняю. Впрочем, точно такое же «ощущение» у меня было и на роттердамском марафоне, но из-за стены мне не хватило нескольких секунд.

Как мне бежалось на 25-м? Довольно легко. Напряга не было. Физически и психологически я чувствовал себя прекрасно. Также прекрасно работала голова. Стоит заметить, что ранее, к этому километру мозг начинал отключаться и выполнить в уме простейшее арифметическое упражнение становилось невероятно трудно. В этот раз ничего подобного не было. Также иногда я выполнял несложное психологическое упражнение, которое мне очень помогает на тренировках. Я представлял себе, что я очень крутой воин-охотник преследующий свою добычу. Или что я разодетый такой стремительный ниндзя у которого за поясом всякие крутые кинжалы. Или что я наикрутейший спортсмен-знаменитость бегущий на рекорд, а рядом стоят толпы зрителей и восторженно приветствуют меня. Каждый раз представив себе такую яркую картинку, словно сторонняя сила подхватывала меня и я уже боролся с искушением бежать быстрее — ноги сами несли вперед.

На 27-м километре резко ушел назад парень в оранжевой футболке. После того как я слез у него с хвоста он вновь вернулся к темпу 4:15 и на протяжении нескольких километров бежал передо мной метрах в ста. И вот его видимо поймала «стена». Интересно, сколько мне еще осталось?

На 30 километре возле Невского мне неожиданно дали стаканчик с энергетиком. «Что это?» — успел крикнуть я, — «Это полезно, пей!» прокричал во след волонтер. Впрочем, я и сам знал что это и… «незамедлительно выпил».

Вот, наконец, и Невский. На Невском я вновь соединился с порядком порядевшей командой Юры. Ребята, казалось, нисколько не устали и продолжали непринужденно переговариваться между собой. Как я узнал, личник у Юры 2:25. Да, сильный спортсмен.

На Невском. В районе 33-34 км.

На Невском. С шариком (справа в очках) — пейсмейкер Юра Виноградов. На шарике 3:00.

А мозг между тем сверлила восторженная мысль: «А стены-то нет, пока!». Впрочем, эту мысль я старался покуда приглушить. Стенка начинается резко, когда ее совершенно не ждешь. Впрочем, мозг продолжал делать несложные калькуляции и получалось, что даже если скоро стена, то я не только Вову, но и Диму обгоняю. Эх, дотянуть бы до 35-го…

На Невском мы бежали вместе с транспортом. До сих пор на всем маршруте дорожное движение было перекрыто и лишь иногда встречалось поперечное движение, которое также перекрывалось для пробегающих спортсменов сотрудниками ДПС. На Невском же, в отличии от прошлого года, вовсю двигались автобусы и машины.  Как я узнал позже из обсуждений на форуме, некоторым спортсменам пришлось лавировать между плотного трафика, так как свободной полосы для них не было. Слава Богу, у нас подобной проблемы не возникло — как минимум одна полоса была всегда свободна.

Также, уже позже читая отзывы, я узнал, что марафон Белы Ночи не рекламируется широко среди жителей Северной столицы и питерцы в подавляющем большинстве своем просто не знают что в выходной день будет проводиться соревнование и город будет перекрыт. Это вызывает непонимание и неприятие забега среди горожан, которые вынуждены стоять в пробках из-за «каких-то бегающих придурков». И реакция на забег варьируется от нейтральной до крайне негативной. Это конечно чувствуется. На всей трассе болельщиков было прямо скажем мало. Очень мало. Возле Невы, трасса марафона проходит аккурат мимо здания ЗАГСа и пробегая мимо роящейся на шоссе, по которому проходила марафонская трасса, свадебной толпы, я слышал как невеста бросила что-то вроде: «Блин, все бегут и бегут – невозможно расслабиться». На что жених заметил: «А давайте все по центру встанем – они нам мешают, а мы им будем мешать».

Чувствуется, конечно, чудовищный контраст с Европой, где марафон – это праздник для всего города и где спортсменов, на протяжении всей трассы, приветствуют десятки тысяч горожан. Очень надеюсь, что через какое-то время и у нас спорт станет массовым и такое событие как столичный марафон будет праздником не только для спортсменов, но и для простых жителей города.

На излете Невского я вновь выдвинулся вперед и оставил группу Юры чуть позади. На этот раз я это сделал не потому что мне мешали, а потому что чувствовал, что начинаю уставать и появляется риск что если я чуть отстану, то окончательно окажусь чуть позади группы и тогда мне придется «стараться не отставать». Я чувствовал, что этого допускать нельзя — нужно продолжать быть впереди, чувствовать себя лидером, а не догоняющим.

Вот и 35-й километр. Затем 37-й. Мозг вновь занимается просчетом: если прямо сейчас наступит стена и я замедлюсь с 4:15 до 5:15, у меня все равно хороший шанс не только обогнать Диму, но и пройти по квалификации Бостона. Впрочем, стены пока нет. Бежится уже тяжело, но вполне себе терпимо.

С 35-го километра я начинаю прихлебывать колу из поясных бутылок. Сделаю глоток и становится легче. Не знаю, эффект ли это плацебо или действительно кола так помогает. Вполне возможно, что сказывается и то и то.

40-й километр. Теперь бежится уже по настоящему тяжело. Обычные психологические упражнения уже не помогают. Я начинаю перебирать в уме все вещи, которые в обычной жизни приводят меря в ярость, стараясь «завестись».

Теперь уже понятно, что по Бостону я прохожу. Вопрос лишь — смогу ли я уложиться в 3 часа? Бежать тяжело, очень тяжело, чудовищно тяжело. В мозг стучит мысль: «Да ну, его к черту эти три часа!» и параллельно с этим: «Давай! Давай! Давай!».

Остается километр. Как хочется три часа! Я не смогу! Я смогу! Давай! Давай! ДАВАЙ! Нет, это невозможно….

800 метров до финиша. Все это время я ориентируюсь на Юру топот которого слышу у себя сзади. И вот он меня обгоняет. Резко, без предупреждения невидимая рука сдавливает печень. Я начинаю задыхаться. Скорость резко падает с 4:10 до 4:50. Не смог. Не успею.

Но пробегаю двести метров и печень отпускает, дыхание восстанавливается. Я вновь набираю скорость и начинаю потихоньку догонять Юру. 300 метров, 200 метров, поворот на Дворцовую с набережной. Давай! Давай! Давай! Вокруг коридор из людей.

«Вася!» неожиданно слышу я — это меня окликнула Аня. Сил даже на то чтобы махнуть ей рукой нет. До финиша 100 метров. На часах вижу время 2:30.. 31…32. Стиснув зубы я бросаюсь вперед и финиширую на 2 секунды позже Юры Виноградова. Я ВЫБЕЖАЛ ИЗ 3 ЧАСОВ!!!!

Сердце пытается выскочить из груди. Задыхаясь я иду по коридору и нагибаюсь чтобы на меня надели медаль. Минута, две и я начинаю оживать. Возле оградки обнимаю Аню, которая тоже понимает, что значит для меня это время и радуется вместе со мной.

Отходняк длится минуты 3, а через пять минут я уже свежий как огурчик.

Победа!

Возвращаюсь в марафонский городок. Здесь наталкиваюсь на Юру Сластенникова. «Выбежал из трех часов?». «Выбежал!». «Добро пожаловать в клуб!». Юра финишировал с результатом 2:54.

Все еще не могу поверить в свое счастье. Три часа! Три часа!

Минут 25 я стою в очереди на массаж, затем наслаждаюсь 15-минутным превосходным массажем. Какое блаженство!

Победу на марафоне мы отметили в очень красивом и очень вкусном ресторане Терраса с прекрасным видом на Питер и особенно на Казанский собор.

АФтепати

АФтепати

 

Ссылки

* Дневник подготовки к марафону: http://vasylysk.ru/?p=1614

* Трек марафона (без старта и концовки): http://connect.garmin.com/activity/194777985

* Официальный сайт и протоколы: http://www.wnmarathon.ru/

  • Vova

    Поздравляю! Ты реально крутой ниндзя! А как это ты в марафонках бежал? Насколько помню ты резко заявил: «мои ноги мне дороже». Кто и что тебя переубели?

  • Спасибо Вова! Последней каплей стали слова Вити (он едет с нами на Кубу), что марафонки помогли ему показать очень хорошее время в Цюрихе. Ну, и я подумал, что если речь идет о секундах, для того чтобы тебя обогнать, стоит действительно экипироваться правильно. К тому же я помнил, что и ты мне рекомендовал перейти на легкую обувь.
    Бежать в марафонках, как оказалось, одно удовольствие. Я думал у них тонкая подошва и бежится в них как в кедах — ничего подобного. Отсутствие серьезной амортизации совершенно не ощущается.

  • Yura Slastennikov

    Молодец, Вася! И пробежал хорошо и написал отлично! С погодой нам сильно повезло. «Стены» почти никт не встретил. А во второй половине вышло солнышко и стало заметно припекать. Но мы с Леной уже были в Петергофе:)

  • Спасибо Юра! Как говоришь ты со слов Димы: и открылись чакры…

  • Tudasuda

    Молодец Вася!!! Поздравляю и не перестаю тебе удивляться в хорошем смысле слова!!!!
    Ну и надо было бы как-нить отметить это дело!!!

  • Однозначно! Какие будут предложения? 😉

  • Tudasuda

    У нас предложений море :))) Главное чтобы ты почаще приезжал!!! Кстати когда в следующий раз планируешь? Наша Юлька уже такой дамой стала )))