Feed on
Posts

Париж — это много света, простора, воздуха. Париж — это удивительная архитектура, здесь можно часами бродить по улочкам и любоваться каждым домом. Париж — это особая атмосфера, которую создают люди, уличные артисты, музыканты. Париж — это тысячи и тысячи ресторанчиков, в которых парижане неспеша пьют чашечку кофе, а туристы с размахом обедают. Париж — это множество прекрасных готических церквей с застывшими на них горгульями. Париж — это Сена и мосты и Эйфелева башня и громоздкий Лувр и уродливый Помпиду. Париж красив и удивителен. Париж — это сказка.

Но сейчас я хочу рассказать не о красоте этого замечательного города, а о его особенностях. То есть тех вещах, которые мне были непривычны и показались интересными.

Метро Парижа

До посещения Парижа, мне казалось, что метро Нью-Йорка самое большое и развитое какое только может быть. Однако, сейчас, мне кажется, в Париже инфраструктура скоростного транспорта еще более продвинутая. Если я не ошибаюсь, более 90% территории этого города находится в пешей доступности от метро. Также метро эффективно связано с пригородами электричками. Последние по сути то же самое метро, только ветки тянутся далеко за границы города.

Пригородные электрички называются RER, их линии обозначаются буквами. Линии метро обозначаются цифрами. Можно свободно переходить из RER в метро и обратно, т.к. билеты у них общие и цена зависит лишь от зоны поездки. Большой Париж разделен на зоны расходящиеся концентрическими кругами от центра. Чем дальше зона от центра, тем проезд становится дороже.

Обычный билет стоит 1.7 евро. Также можно купить 10 билетов за 12 евро. Доехать до/от аэропорта Орли стоит 11 евро.

Схема метро Парижа

Станции метро в Париже расположены гораздо чаще чем в Москве. Если у нас расстояние между станциями поезд проходит за 2-3 минуты, в Париже это время зачастую длится менее минуты. Из-за большого количества станций и веток, при посадке на свою вроде бы станцию, приходится изрядное время побродить по различным переходам чтобы сесть на нужный тебе поезд. Я один раз после того как прошел турникеты потратил 12 минут (!!!) прежде чем добрался до своей платформы.

Найти свою платформу среди множества веток бывает не просто

Первое время меня также сбивали с толку французские указатели. Так, направление движение прямо, у них указывается стрелкой вниз (при чем иногда вниз означает вверх). Я же видя такую стрелку искал спуск вниз. На фотке ниже направление движение очевидно, но вот когда ты находишься посреди огромного подземного пространства, где тут и там отвлетвляются во всех горизонтальных и вертикальных направлениях переходы, понять куда идти становится тяжело.

Французские указатели

Но даже если нужная платформа найдена, нужно еще не промахнуться и сесть на свой поезд., т.к. с некоторых платформ отходит несколько поездов в разных направлениях.

Еще на платформах обычно указывается время оставшееся до приезда поезда. При чем иногда указывается время сразу для двух поездов: ближайшего и следующего за ним.

Входные турникеты имеют высокие дверцы. Через такие не перемахнешь (как у нас). Зато можно пристроиться за входящим пассажиром и пройти вместе с ним чуть позади (я пробовал).

Турникеты на вход и на выход

Купить билет можно как в кассе, так и в автомате за кеш либо с помощью карточки.

 

Автомат по продаже билетов метро

 

В отличии от Московского метро, где сейчас ходит всего два основных вида вагонов (советские мытищенские и новые русич), в Париже видов вагонов множество.

Один из вагонов

Еще один вагон

Есть поезда, где вагоны сплошные, связанные между собой гармошкой

Сидения в метро располагаются не вдоль вагона (как у нас) а поперек. При чем близлежащие к входным дверям сидения обычно откидные, чтобы увеличить вместительность вагона в часы пик.

Как им удаются ставить сиденья вдоль, мне не понятно. Ведь на вид их вагоны кажутся уже наших.

Парижские вагоны на вид уже наших

Еще одной особенностью французских вагонов являются их двери. Обычно они не открываются автоматически и для того чтобы их распахнуть снаружи предусмотрена кнопка, а изнутри — крючок.

Чтобы открыть дверь изнутри нужно дернуть ручку крючка вверх

На некоторых станциях возможность падения человека на рельсы практически исключена

Оформление некоторых станций знакомо по фильму Амели ))

Уже и города с таким названием нет, а станция метро есть ))

Поражает высота некоторых станций

Этот из-за того, что туда приходят двухэтажные электрички

Длинные переходы связаны между собой травалаторами

Один из символов парижского метро - кованые навесы над входами, созданные по проекту известного архитектора Гектора Гимара (Hector Guimard, 1867-1942). До наших дней сохранилось 86 "воротец".

Велопрокат

Одной из наиболее замечательных вещей в Париже мне показалась сеть проката велосипедов. Пункты проката встречаются очень часто. Там можно взять велосипед, покататься и затем вернуть его в любой другой пункт проката.

Пункт проката. Заплати и ехай.

Пунктов проката действительно очень много. У каждого велосипеда есть корзинка и фонарик.

Для велосипедистов предназначены специальные дорожки

Некоторые велосипеды выглядят забавно

О парковке

В Париже забавно паркуются. Машины стоят впритык друг к другу. Я слышал истории, что выезжая машины просто расталкивают в стороны соседей, но увидеть эту картину, к сожалению, не довелось.

Вот так у них припаркованы машины

Как выезжать будут - не понятно

Историческая ось

Еще стоит отметить «историческую ось». Ее же называют «королевской перспективой». Изначально она была проложена еще при том самом Короле Солнце Людовике XIV. А завершена уже в наши дни.

Представляет из себя здоровенный луч, отходящий от Лувра и упирающийся в предместье Парижа — квартал Дефанс.

Историческая перспектива - длинная дорога пронизывающая пол Парижа. Здесь вид от обелиска. Далее идут Елисейские поля еще далее видна Триумфальная арка. А еще далее можно заметить арку Дефанс - она выглядит как перекладинка посреди проема Триумфальной арки. Аркой Дефанс ось и заканчивается.

А вот вид со стороны квартала Дефанс. Впереди та же Триумфальная арка, но уже с другой стороны

Клошары

Во Франции людей без определенного места жительства называют клошарами. Нужно сказать, что там они зачастую устраиваются с неизмеримо большим комфортом чем наши бомжи. Иногда даже становится удивительно: как полиция такое вообще терпит?!

В пяти минутах ходьбы от Лувра. Посреди оживленной улицы...

Тоже рядом с Лувром. Улица Сан Мартен. За оградкой церкви

Возле дверей торгового центра

Еще один бедолага

Попрошайки в глаза обычно не смотрят

Еще одна бездомная

И прочее

Гуляя по городу, замечаешь тягу французов к прекрасному. Особенно они ценят обнаженное женское тело. Очень, очень многие статуи выполнены в стиле ню.

Пигмалион и Галатея у Гранд Палас

Одна из многочисленных полуобнаженных скульптур того же Гранд Палас

Аллегория науки возле Отель де Виль

Памятник Делакруа в парке

Еще одна скульптура в парке

Это у нас на счастье скульптуру трогают за нос или за ухо - французы гораздо продвинутей.

Еще на обнаженную женскую грудь можно посмотреть в одном из многочисленных эротических кабаре. Одно из самых знаменитых - Мулен Руж

Здесь в квартале Монмартр сосредоточены не только кабаре, но и множество магазинов известной тематики. Тут даже есть музей эротики!

Если перейти от духовной к плотской пище, то тут в Париже тоже есть где разгуляться. Прежде всего во Франции удивительно вкусный хлеб. Особенно знаменитые французские багеты. Они просто бесподобны. Багеты подаются в каждом ресторане бесплатно как дополнение к трапезе. Также багеты можно купить за 70 центов в магазине или одной из многочисленных булочных. Качество хлеба в Париже мне показалось выше чем в наших Бриошь или Волконский. А цены чуть ниже чем в этих магазинах.

Парижская булочная возле нашего дома. Тут мы утром покупали багеты и круассаны.

А какие тут изумительно красивые и вкусные рынки! Ходишь и каждый товар как произведение искусства. Так и хочется купить  и приготовить дома какую-нибудь вкуснятинку.

На рынке

Какой тут огромный выбор хлеба!

Если самому готовить лень, то можно купить готовый бутерброд. Бутеры в Париже продаются везде и всюду.

Такие лавочки стоят в Париже на каждом углу

Отдельно хочу о ресторанах. Кормят вкусно, но дорого. Средний счет за обед получается 20-25 евро. Выбор блюд большой. Наиболее популярно в Париже мясо. Причем мясо почти никогда не прожаривают полностью: оно идет либо сырое, либо полусырое. Я не раз видел, как в виде блюда приносят колобок сырого фарша (по крайней мере, на вид) сверху покрытого блинчиком зажаренного яйца. С непривычки, даже когда смотришь как такой фарш едят за соседним столом тебя передергивает.

Также во Франции популярны всевозможные сыры. Выбор огромен. Мест где можно купить свежайшие сыры — море. И какие они вкусные!!! Также во Франции сыры едят как десерт, который подается после трапезы.

Довольно большое в Париже количество морепродуктов. Часто в ресторанах подают свежие мидии, огромных креветок, всевозможную рыбу, устрицы… С последними у нас был связан забавный случай. Мы втроем пошли в ресторан поесть устриц. Причем до этого никто устриц не ел. И как именно их есть каждый знал лишь по наслышке. Причем версии слегка разнились.

Итак, нашли мы приличный ресторанчик. Импонировало то, что в этом месте все что находится в меню можно было посмотреть так сказать вживую: перед входом стоял «швейцар», а рядом с ним огромный лоток со льдом, где ждали своего часа всевозможные виды устриц, кальмаров, рыб… Довольно долго мы выбирали свой ужин. При этом несколько раз ходили к «демонстрационному стенду», где нам рассказывали и показывали что значит тот или иной пункт в меню. Наконец выбор был сделан. Мы заказали разные виды устриц + каждый выбрал себе салатик.

И вот приносят основное блюдо: эдакую чашу со льдом, в которую погружены  плошечки с соусами и разных размеров раковины. Вновь вспыхнуло обсуждение как же их есть. Решено было что раковина берется в руку, поливается соусом, затем вилкой выковыривается моллюск и последний на вилке направляется в рот. И вот мы берем в руки устрицу, делаем кадры на память, затем заносим над моллюском вилку и…. слышим стук в окно. А за окном тот самый швейцар, который демонстрировал нам морских обитателей стучит в окно и с полными ужаса глазами машет рукой: «Нет, дескать, не ешьте!». Затем он вбегает в ресторан и показывает, что мы взяли не ту вилку! Оказывается, для поедания устриц предназначена малюсенькая специальная вилочка, тогда как мы собирались использовать обычную столовую. Конфликт был разрешен. Мы вооружились спецоружием и вскоре все устрицы были съедены. Оставшееся от них впечатление — вкусно, но мало.

Позже в интернете мы просмотрели ролик про поедание устриц. Оказалось, что ели мы их все таки неправильно. Нужно не наматывать на вилку моллюска, а побрызгав в раковину соус (к ним подается соус на основе лимонного сока), поднести ее к губам и соскрести содержимое раковины той самой вилочкой себе в рот.

Ужин с устрицами

 

 

Но, вернемся к Парижу. Многие дома, как я уже говорил, очень красивы. При чем некоторые выглядят очень старыми. Не в плане обветшалости, а в плане монументальности постройки. Их стены — это огромные глыбы песчанника. При чем — это явно не отделка рустом как у нас. Дома действительно построены из огромных камней. Еще в строительстве некоторых используются деревянные балки. Хотя возможно это просто украшение.

Вид декора или особенности постройки?

Вот этот дом явно новый

Многие дома имеют закругления на верхних этажах. Могу предположить причины две: для красоты, а также чтобы дать больше света улице.

Еще я не раз слышал, что Париж очень грязен. Я такого не заметил. Мусор есть, но него не больше, чем, скажем, в Москве. Что правда я довольно часто на улочках ощущал запах мочи и видел на асфальте характерные подтеки. Уж не знаю люди это или собаки, но в Москве такого нет.

Еще необычны в Париже мусорные баки. Иногда они представляют из себя обычный мусорный пакет натянутый на железный обруч.

Такие вот мусорные корзины

Еще примечательны их туалеты. По всему Парижу можно встретить бесплатные туалеты типовой постройки. Выглядят как капсулы с отъезжающей дверью из космических фильмов, за которой находится довольно просторная комната с унитазом, умывальником, зеркалом.

Типовой бесплатный туалет

Принцип работы туалета тоже необычен. Ты нажимаешь на кнопку. Открывается дверь. Далее делаешь все свои дела. Смыть при этом невозможно. Подходишь к умывальнику и подставляешь руки. Автомат сначала льет мыло, затем воду, затем включается фен. Все? Все. Вновь нажимаем на кнопку. Выходим. Дверь из звездных войн медленно заезжает в состояние «закрыто». Далее туалет переходит в режим «чистка». При этом моется дезинфецируется не только унитаз, но и все помещение. Только когда процесс окончен, кнопка входа вновь становится активной.

Типовой бесплатный туалет

Размеры Парижа

Еще с института помню случай, когда мой препод по истории культуре рассказывал как его однажды обидели во Франции переспросив откуда он родом: «Киев? Это какой-то городок в Украине?». На что он по его же словам саркастически ответил: «Да, такой небольшой украинский городок — по населению больше чем Париж и Брюссель вместе взятые!». Я тогда удивился и не поленился перепроверить эту информацию в справочнике. И действительно, Париж оказался совсем небольшим городком с населением в полтора миллиона (на сегодня 2.2 млн). Вот-те на, подумал я: все говорят Париж, Париж, — а это всего навсего большая деревушка!

Так вот, теперь я могу с уверенностью сказать, что Париж — это огромный город. В несколько раз больший по размеру чем Киев. Просто французы хитрые — они Парижем называют самый центр города. Как если бы в у нас, называние Москва распространялось лишь на пределы садового кольца. А Лианозово, Медведково, Бутово были уже пригородами.

Вот взять, к примеру, деловой квартал Дефанс. Его небоскребы видны от самого Лувра (если сравнивать с Москвой — с Красной Площади). Визуально он является частью города. И тем не менее — это уже пригород.

И еще о красоте города

Наш человек неизбежно сравнивает Париж с Питером. Действительно, в России есть всего один город не обезображенный в центре безликими совковыми коробками-многоэтажками. Но! Если в Питере каждое второе здание находится в довольно плачевном состоянии, где многие дворцы имеют жалкий облупленный вид, в Париже каждый дом как с иголочки. Каждый дворец словно только что отреставрирован.

Ну, и размеры. В Питере исторический центр города можно пройти за минут сорок-час. Дальше начинаются уже не интересные спальные районы. В Париже центр значительно больше. Собственно интересная, нетиповая застройка присутствует на территории всего Париже, а вот спальные районы с клонированными домами находятся уже в пригородах.

Еще, поражает, как парижанам удалось сохранить свой город. В нем не встретишь ультрасовременных зданий резко контрастирующих с классической застройкой. В нем нет небоскребов, взрывающих плавные линии городского пейзажа. Единственное исключение — это башня Монпарнас. В целом же Париж очень красив и гармоничен.

  • IamLuna

    Вася, прекрасный рассказ, как всегда.
    Для полноты картины осталось побывать в Токийском метро. Оно судя по схеме самое сложное, эти этой адской тройки: Нью-Йорк, Токио, Париж.
    А как ты узнал, что двери поездов именно так открываются? Ведь по незнанию можно и свою станцию проехать.
    >>>Зато можно пристроиться за входящим пассажиром и пройти вместе с ним чуть позади (я пробовал).
    Ай-яй яй)) как ты мог?))) Бабушек со свистками там нет разве?

    С велосипедами классно у них все устроено! Нам бы так.
    Из твоего поста узнала много нового о Париже, а то обычно можно увидеть/услышать только про Эйфелеву башню, Лувр, Мулен Руж и прочие широко известные достопримы.

  • IamLuna

    И туалеты приличные и бесплатные! Не то что у нас — платные и страшненькие!

  • Vasylysk

    Спасибо Ир, оч. приятно.
    С дверями жесть, конечно. С выходом вопросов не было (уже как-то присмотрелся), а вот со входом поначалу были. Приезжает поезд ты занимаешь тактическую позицию возле двери и не можешь понять, почему он не открывается…
    С метро мне просто интересно было. В Москве я ни разу зайцем не проходил, а тут детство в попу стукнуло… Но там, в отличии от Москвы, два раза нужно «показывать билетик» автомату: один раз на входе, другой раз на выходе. Соответственно, зайцевать в два раза тяжелее.

  • IamLuna

    Жду с нетерпением про «тапок»)))