Feed on
Posts

С 25 июля по 2 августа я провел в Черногории на сборах. Вместе с Владимиром Котом готовились к предстоящему Туру Гигантов. В этом отчете я расскажу о том, как проходили сами сборы, чему я научился, а также немного о самой Черногории. В первой части я вкратце дам основную информацию по сборам и стране. Во второй части будет много фото и видео материалов с рассказом как все проходило. В зависимости от ваших интересов, вы можете пропустить ту или иную часть.

Предисловие

Сделать недельные тренировочные сборы перед предстоящим Туром Гигантов (Tor des Geants) мне предложил Владимир, который также участвует в этом забеге. Сам он родом из Красноярска, но последние три года живет в Черногории. Активную помощь в наших спортивных выходах нам оказывала супруга Владимира — Ольга.

Туровцы Вася и Вова

Программа сборов по факту

• День первый. Котор: 12km, +870/-900, 2h 35min
  • День второй. Дурмитор: 19km, +1.6km/-2km, 7h 35min + забежка по асфальту 10km, +170, 5:50
  • День третий. Дурмитор: 20km, +1.3/-1km, 5h 49min
  • День четвертый. Дурмитор: 11km, +811/-900, 3h 29min
  • День пятый. Дурмитор: 50km, +3.8/-3.8, 17h 57min
  • День шестой. Дурмитор: 10km, +502/-512, 3h 54min
  • День седьмой. Дурмитор: 10km, +773/-1.1, 3h 23min
  • День восьмой. Комови: 14km, +1km/-1.1km, 4h 8min
  • Итого: 146km, +11km/-11.5km, 50h
Что я приобрел, чему научился за эти сборы
  • Пожалуй, первое что приходит в голову — я узнал что такое сборы и как они устроены (это были мои первые сборы). Как проходят тренировки и на что они нацелены. Я очень благодарен Володе который меня пригласил. В одиночку я бы делал все не то и нацелен был бы на иной результат. К примеру, мне в голову не пришло бы ходить по очень сложным для меня участках, испытывая  при этом резких дискомфорт и проклиная все на свете — но сейчас я понимаю, сколь много мне дали эти походы.
  • Я значительно увереннее стал себя чувствовать на спусках вниз. До сборов именно отработка спусков была моей главной целью. И, опять же, спасибо Володе, я получил очень ценный опыт. Мы делали съемку сбегающего вниз меня в начале и в конце сборов. Эти два видео — земля и небо. Замечу, что на соревнованиях тренировать спуски не получается. Во-первых, слишком мало времени. Во-вторых, бежать-то ты можешь. Но при этом выходишь из своей зоны комфорта. А на фоне общей усталости — это забирает очень много энергии. Здесь я научился спускаться быстро и технично оставаясь при этом в своей зоне комфорта.
  • Кстати, упомяну об одной вещи, которую обнаружил. Уже несколько месяцев тренируясь в плоской Москве к горным забегам, я даю себе дополнительную нагрузку на ноги ходьбой по лестнице. Каждый день я проходил как минимум двадцать пять этажей вверх. На сборах же я почувствовал, что важно отрабатывать не только подъемы, но и спуски. Вверх я забегал легко и быстро. Но при беге в низ начинали работать совершенно другие мышцы — я уставал и выпадал из зоны комфорта. Сейчас в активной фазе подготовки я ежедневно прохожу по 100 этажей вверх и столько же вниз.
  • Все вышесказанное про спуски относится к легким тропам и тропам средней сложности. Технически сложные участки мне по-прежнему даются тяжело. Я ползу по ним как улитка. Так если на простых тропах моя скорость к концу сборов была лишь в два раза медленней чем у Володи, то на сложных участках мой боевой товарищ все также бегал раз в 10-20 быстрее меня (не преувеличиваю — засекали). Но! Зато я стал психологически более привычен к сложным местам и меньше их боюсь. Глядишь еще пару раз съезжу на подобные сборы и начну себя уверенно чувствовать и на тех жестяках, которые были для меня кошмаром в этот раз: отвесные стены, курумник, сыпуха.
  • Я осознал что в горах все надо делать часто и понемногу. Подниматься вверх и сбегать вниз нужно частыми небольшими шажочками. Если появляется сомнение, сколько шагов сделать — один или два, лучше сделать  три. Перекусывать также нужно часто: в среднем каждые 30-45 минут. Периодически (каждые 4-5 часов) нужно делать основательные перекусы.
  • Я, собственно, неплохо потренировался перед туром. Восемь сильных активных дней. Думаю, это скажется на результате.
  • Я поездил по Черногории. Побывал в наиболее популярных и красивых ее местах. Познакомился с местной кухней. ))

Черногория. Заметки и впечатления

• Черногория делится неявно на две части: побережье и горы.
  • На побережье летом довольно жарко и душно (особенно это ощущается ночью, когда тяжело заснуть из-за жары). Дожди выпадают редко. Зимой снега почти не бывает. Идут дожди. Температура редко опускается ниже +5С.
  • В гористой части (север) летом довольно комфортная температура. Ночью может быть даже прохладно. Зимой выпадает много снега.
  • Не смотря на название, в Черногории почти все горы белого цвета.
  • Дороги в Черногории хорошие (веллеры — велкам). ))
  • В Черногорию можно свободно въехать без визы и жить 3 месяца. Затем нужно выехать и не въезжать 3 мес.
  • Остаться жить в Черногории довольно легко. Для этого нужно получить пермит (называется Боравок), который дается на год. Основанием для пермита является официальное трудоустройство. Устроиться на работу не сложно. Можно также создать фиктивное ЧП за 2-3 сотни евро.
  • Получить гражданство в Черногории практически нереально.
  • Тем не менее здесь  живет довольно много выходцев из России/Украины. Много работающих удаленно из Черногории русскоговорящих IT-шников.
  • Жилье в Черногории не особо дорогое. За 90 тысяч евро на побережье (г. Коме) можно купить двухкомнатную квартиру. За 300 евро в месяц можно снять большую трехкомнатную.
  • Если повезет можно жить вообще бесплатно. Есть следующая тема. Многие русские вложились в недвижимость в Черногории, в которой живут пару месяцев в году. В остальное время дом/квартира пустует. Оставлять такой дом без жильца страшно, потому что могут обворовать или заселиться сквоттеры. Есть форумы где владельцы недвижимости ищут жильцов. Если повезет, по этой схеме можно заселиться в благоустроенный дом и жить там бесплатно 8-9 месяцев.
  • Вообще цены в Черногории умеренные. Во время высокого сезона может резко подниматься (в 2-3 раза) цена на жилье в туристических местах. В Дурмиторе я снимал довольно скромный номер в гостинице с завтраком за 24 евро. В более менее приличном отеле 4 звезды номера стоили от 60 евро.
  • Цены в ресторанах. Пиво: 1.5-1.8 евро. Капучино: 1.8-2 евро. Паста либо пицца: 7 евро. Салат: 2 евро. Суп: 2 евро.
  • В Черногории вкусное мясо (мы несколько раз заказывали блюдо сач — изумительно). Также здесь делают замечательные и разнообразные сыры и выпекают замечательный и разнообразный хлеб.
  • Черногория страна не самая чистая. Публичный пляж в Баре оставил не самые приятные впечатления. На обочинах в туристических городах то тут то там виден мусор.
  • Говорят в Черногории в основном на сербском. При этом официальным языком является черногорский. По сути это диалект серского, который не сильно от него отличается.
  • Кирилица и латиница здесь равноправны.
  • В качестве национальной валюты Черногория использует евро. Однако, не будучи членом еврозоны, страна не имеет права эмитировать евро и вынуждена довольствоваться денежными средствами, поступающими из-за границы (в частности, от иностранных туристов).

День первый. Котор: 12km, +870/-900, 2h 35min

В аэропорту Тиват, куда я прилетел из Москвы, меня встретили Володя и Оля. Из аэропорта в тот же день мы отправились в национальный парк Дурмитор, где должны были проходить наши основные тренировки. По пути мы заехали в прибрежный город Котор, где сделали небольшую тренировку.

Которский залив — крупнейший на Адриатическом море. Он врезается в сушу на 28 километров и образует несколько отдельных бухт. В юго-восточной части залива у подножия горного хребта Ловчен находится старинный город Котор.

Старый город Котора по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских центров на Адриатике, внесенных ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. С 1420 по 1797 год Котор и его окрестности находились под управлением Венецианской республики и венецианское влияние осталось доминирующим в архитектуре города.

Город опоясывают Крепость в Которе — впечатляющие фортификационное сооружение, опоясывающее Старый город. Крепость строилась с XI века и продолжала усовершенствоваться вплоть до XIX века. Длина крепостных стен составляет более 4,5 километров, высота достигает 20 метров, а толщина — 16 метров.

Эти мощные стены взбираются от уровня моря на высокий холм. На вершине холма на высоте 260 метров над уровнем моря построен бастион Святого Иоанна (итальянское название — bastione di San Giovanni).

Чтобы попасть в крепость нужно заплатить 3 евро и преодолеть 1350 ступенек. Мы в крепость зашли бесплатно с тыла, а по знаменитым ступенькам быстро сбежали вниз, распугивая изнывающих от жары туристов.

Поднимались же мы по вот такой дороге.

Говорят эти дороги строили еще римляне.

Здесь я первый раз увидел как растет гранат.

День второй. Дурмитор: 19km, +1.6km/-2km, 7h 35min

После короткой пробежки в Которе мы вновь сели в машину и поехали на север страны.К вечеру мы добрались до национального парка Дормитор. Здесь должна была быть наша база в ближайшую неделю.

Поселились мы в кемпе. За машину здесь брали 1.5 евро в день и 2 евро в день с человека. В кемпе было электричество, горячий душ, туалет и крытая беседка для посиделок и перекусов. Кемп находится в двух километрах от центра города Жабляк. То есть в пешей доступности были хорошие рестораны и большой универсальный магазин.

Перед началом восхождения

Мой темп на трассах был ниже чем у Володи. И он развлекался как мог пока ждал меня на очередной развилке. Например, отрабатывал скалолазание.

Несколько раз я встречал гадюк. Кстати, знаете как отличить ядовитую змею от не ядовитой? Берете ее за голову и смотрите ей в глаза: у не ядовитой глаза круглые, у ядовитой — узкие щелки.

Вдоль живописных дорог стоят скамейки.

На привале

Не смотря на название, Черногория — страна белых гор.

Это Володя опять меня ждет.

Боботов Кук — наивысшая точка Черногории (2 523 м).

А это уже вид с самого Боботов Кук.

Спускаясь с Боботов Кук мы зашли в крайне знаменитую в Черногории Ледяную пещеру. Действительно пещера. Действительно много льда (внизу этого отчета есть ссылка на видео из пещеры).

Вход в Ледяную пещеру крутой и очень скользкий.

Домик в горах. Здесь приторговывают пивом. ))

Вернулись в лагерь. Можно отдыхать и от пуза есть арбуз!!!

Охранник кемпа.

День третий. Дурмитор: 20km, +1.3/-1km, 5h 49min

В этот день мы опять сели в машину и Оля повезла нас куда-то. По плану мы должны были стартовать в некой точке и финишировать возле лагеря.

Обеденная беседка в утреннем кемпе.

Из окна машины открывались примерно такие виды.

От точки старта мы с пол километра шли все вместе: Володя, Оля и я. Тропа начинался в зеленой долинке, которая на самом деле была дном высыхающего летом обширного озера.

Выйдя из озера, тропа нырнула в лес.

Местами приходилось преодолевать такие вот заросли.

Дойдя до истока ущелья начали карабкаться на перевал.

На вершине перевала.

От перевала тропа спустилась к озеру возле которого произошла забавная история. Здесь я разделся. Поплавал. Вылез на берег. Сохну. И в шутку говорю: «Вот если тут посидеть в кустах у берега, можно будет понаблюдать за голыми девицами, которые как и мы придут поплавать и загорать». «Да, можно», — говорит Володя, — «Только два года ждать придется».

Выхожу из лагунки к месту где я рюкзак оставил, а там на травке три обнаженные девицы с довольно пышными формами сидят. При чем прямо возле моего рюкзака.

Володя справедливо заметил: «Вот так чешешь за десятки верст от цивилизации в глухомань. Доходишь до озера. Раздеваешься. Пытаешься слиться с природой. И тут… трейлраннеры.»

Еще одна гадюка.

И возле нее полоз. Любят они меня.

И, наконец, финишный спуск к дому.

Когда пришли в лагерь Оля между делом показала не небольшой пакет, откуда торчало несколько хворостинок. «Вот», — говорит — «Насобирала для вечернего костра». «Ох, уж эти женщины», — думаю — «насобирают пучок травы и считают, что из него костер получится». Подумал и тут же забыл про костер, занявшись разными лагерными делами. Вспомнил о костре лишь вечером, когда стемнело и Оля позвала нас на взгорок ужинать. Пока мы с Володей резали арбуз, Оля вытряхнула из своего невзрачного пакетика пучок хвороста и небольшую коряжку. «Смолевочка», — торжественно провозгласила она. «Смолевочка?», — недоуменно переспросили мы. «Будет гореть хорошо и долго», — успокаивающе заключила Оля.

Через пять минут подле нас уже горел веселый пионерский костерок. А мы недоумевая расспрашивали Олю про ее таинственную коряжку с забавным названием (которая и правда горела и ярко и долго). Оказалось, что в Сибири так называют узловое сочленение сука у большого дерева. Когда дерево умирает и превращается в труху — эта часть остается твердой и крепкой. Особенно ценят смолевочку охотники и туристы.

День четвертый. Дурмитор: 11km, +811/-900, 3h 29min

Пастух указывает нам дорогу

После довольно простых участков начались сложные. Здесь начало почти отвесной стены с провешенными перилами.

Так это выглядит снизу.

После того как мы спустились по отвесной стенке пришлось идти вдоль периметра подковообразного горного массива. На фотографии в левом углу виден левый край подковы, фотограф стоит на правом ее краю.

Закончилась эта короткая тренировка возле крайне туристического Черного озера.

День пятый. Дурмитор: 50km, +3.8/-3.8, 17h 57min

На этот день была намеченная единственная длительная в этих сборах. Володя планировал пройти 50 километров за 18 часов и сделать 4 километра набора.

Наше Черное озеро в виде восьмерки

На вершинках стоят ящики с журналом восхождения. По записям можно понять кто и когда эту вершинку покорял. На фото Володя пишет неизменное: «Вова и Вася были тут».

Володя с детства в горах и страха высоты у него, кажется, нет совершенно. Это делало нашу скорость на спусках принципиально разной. В некоторых местах она различалась более чем на порядок. На фото Володя сбегает по очень крутому месту. Я это место преодолевал на корточках попой вперед.

Нам не удалось покорить все запланированные вершинки. Просто не хватило времени из-за того что наш тем (читайте мой темп) был ниже ожидаемого. Володя в нескольких местах принимал решение сходить с тропы и осваивать целину. На практике это означало идти по очень сложным и крутым местам. Никогда не считал что у меня есть страх высоты, но когда тропа узкая, крутая, а по бокам пропасть — я начинаю осторожничать. И то что Володя проходил за тридцать секунд, я преодолевал за десять минут (засекали).

Володя как-то сказал: «Умом-то я понимаю почему ты такой медленный, но в эмоциональном плане прибить тебя иногда хочется!».

На фото очень крутой спуск по скальному массиву. Идем фактически по целине.

Тот же скальный массив со стороны. Мы прошли его наискосок. Зеленое пятно в центре — тот самый спуск с прошлой фотографии.

Живописное ущелье. В глубине этого ущелья мы стартовали в третий день (дно большого озера).

Предзакатная красота.

В восемь солнце зашло. В девять стало уже совсем темно. Еще два часа мы шли по тропам с фонариками, затем вышли на асфальт и побежали.

Здесь как-то так само собой получилось, что мы стали зарубаться. Володя вообще спортсмен хоть куда. Я — специализируюсь на асфальтовом беге. Каждому хотелось бежать чуть впереди и… И 42 километр мы отжали в темпе 4 минуты на километр.

Домой как и планировал Володя вернулись ровно в час (спустя восемнадцать часов после старта). За день мы пробежали и прошагали ровно пятьдесят километров. Ну, просто, ювелирная точность.

День шестой. Дурмитор: 10km, +502/-512, 3h 54min

На следующий день после 18 часовой тренировки мы проснулись рано (проспав чуть менее четырех часов). Внутри было много бодрости, но совершенно не было сил. Словно черепаха я выбрался из палатки, умылся, позавтракал с Володей и мы двинулись на заминочную короткую тренировку. Сегодня мы должны были сделать часовой выход к озеру и вернуться назад. Только и всего.

Дался этот поход тем не менее очень тяжело. Ноги были словно свинцовые и как-то не хотели гнуться и тем более куда-то идти. Но, ладно, отмучили. Вышли к озеру. Посидели там часок жуя прашут с дыней и вернулись назад.

В этот день закралась нехорошая мысль: если так тяжело нам было от каких-то жалких 3.8км набора, то что же ждать от Тура?!

К сожалению, из всего того похода у меня осталась лишь эта фотография. День был солнечный и жаркий!

День седьмой. Дурмитор: 10km, +773/-1.1, 3h 23min
В этот день был еще один простой выход. Мы должны были подняться на вершинку и спуститься вниз. До точки старта доехали на такси. С финиша нас должна была забрать на машине Оля.

День был чуть дождливый и чуть туманный.

Временами я терял Вову из виду и начинал звать: «Ежии-ии-ик!». Простите: «Вова-аа-а!».

Поднявшись на вершину горы. Вова крутил по сторонам головой, вглядывался в окружающее нас молоко и время от времени тыкая в карту пальцем неуверенно произносил: «Тут цирк, тут ледник, тут хребет, значит мы должны находиться…». Затем неуверенно делал несколько шагов и вновь заглядывал в карту.

В кой-то момент ветер сдул с горы пелену и Вова быстро сориентировавшись приказал: «Бежим, пока хоть что-нибудь видно!». И мы побежали. Бежалось без особой охоты, хотя того вчерашнего упадка сил не было и в помине.

Еще один ящичек с журналами на еще одной вершине.

День восьмой. Комови: 14km, +1km/-1.1km, 4h 8min

Утром мы выехали из Дурмитора по направлению к Бару. По дороге заехали в Комови.

Здесь мы с удовольствием почувствовали, что полностью отошли от длительной. За 45 минут забежав на вершину горы сделали 600 метров набора и покрыли 2.4км дистанции.

После вершинки начались приключения. Володя сказал: «Давай попробуем вот здесь подрезать?». Я ответил: «Ну, давай». И следующие два с половиной часа мы прокладывали тропу по отвесным стенкам массива. Ну, я то что? Я уже привыкший.
Володя, правда, как-то особенно заставлял нервничать время от времени выдавая реплики вроде: «Вась, ты, пожалуйста, вот здесь не сорвись. Еще чуть и мы выйдем на тропу…».

Дошли. Выжили. Повезло.

Красиииво!

Последние метры на пути к вершине.

Селфи на вершине последней горы!

Как сказала Оля, глядя на эту фотку: «Чистенький ухоженный немец и гордый местный абрек». ))

И правда, добре дошли.

Ну, вот и все! На следующий день было СПА и самолет домой. ))

Карта всех наших горных походов по Дурмитору. Облазили этот заповедник практически весь!

Видео

Сферические панорамы Дурмитора

• АЛИСА ЮН

Вася, все части твоего повествования оказались интересными и занимательными )